Амадей мой, Амадей
artyom_ferrier — 08.04.2021Посмотрел фильм «Амадей». Раньше как-то не задавалось — а тут задалось.
Фильм отличный, всё хорошо.
Но подумалось вот что.
Значит, в последний год жизни, 1824, Сальери оказывается в дурдоме (он был пожилой человек к тому времени, а у творческих людей потёки крыши случаются и раньше) — и рождается байка, что будто бы он там кому-то признался в отравлении Моцарта.
Замечу, даже если б и признавался в чём-то подобном, то дурдом — не самое убедительное место для взятия показаний. В смысле, тамошний народ — много чего про себя рассказывает. Иные, вон, и в сожжении Москвы в 1812 году признаются.
Однако ж, нет ровным счётом никаких подтверждений того, что Сальери на самом деле кому-то признавался в своей зависти к Моцарту и в том, что погубил его. А напротив, есть многие опровержения, что никто из посторонних с ним не общался, а какие непосторонние общались — категорически отрицают подобные заявления. И сам Сальери — возмутился до крайности, когда поползли эти грязные слухи. Так возмутился, что вскоре и умер.
Не было и ровным счётом никаких свидетельств (или оснований) тому, что Сальери будто бы ревновал к Моцарту при жизни, будто бы строил какие-то козни против него — ничего подобного никто не наблюдал.
Тем не менее, пара бульварных газетёнок подхватили этот слух, про отравление Моцарта — а Пушкин включил сюжет в свои «Маленькие трагедии». А далее, полтора века спустя, некто Шеффер написал уже свою пьесу на ту же тему, а по ней Форман снял фильм. И по сравнению с пушкинской версией они, можно сказать, немного смягчили обвинение.
Но пушкинское творение — это, при всей худценности, реально очень сомнительная в этическом отношении штука.
Вот просто так взять настоящих людей, довольно известных, и живших совсем недавно, взять их за их настоящие имена-фамилии — и написать пьесу, про то, как один траванул другого из чёрной зависти бездарности к гению.
Почему? А вот так захотелось господину поэту. Чтоб интересно было.
Ну, это примерно как сейчас снять фильм, как, скажем, Билл Гейтс тайно облучает радиацией Стива Джобса, чтобы вызвать у него рак, из зависти к «яблочной» продукции.
Какие основания подозревать Билла Гейтса в таких вещах? Никаких — но «пусть будет интересный сюжет». И — чтоб под своими именами там персонажи были.
Интересно, что бы сейчас завелось из-за такого творческого хода?
С другой стороны, вот много ли (и многие ли) помнят сейчас некогда знаменитых композиторов?
Ну, Баха, Бетховена, Моцарта — помнят. Фуга ре-минор, «судьба стучится в дверь» в начальных тактах «пятёрки», Турецкий марш — это на слуху.
«Похоронный» марш Шопена и «свадебный» Мендельсона, опять же.
Брамса — все слышали пятый венгерский танец, но не все знают, что это он (самый такой «заводной», под него обычно в фильмах бурные страстные сцены бывают).
Кое-что Чайковского насвистеть могут (а «Фею драже» — на ложечках вызвонить).
Ну, Бизе по Хабанере опознают, или по арии Тореадора.
Ну, из Вагнера - «Полёт Валькирий», из Грига - «Чертоги подземного короля» (спасибо рекламам!), из Штрауса - «Голубой Дунай» и заставку к «Шта-где-кагде» (и плевать, что это разные Штраусы, даже не родственники).
А вот, скажем, Гайдна, Глюка, Шумана, Малера, не говоря уж про более ранних каких-нибудь Рамо или Люлли — помнят ли сейчас «миряне» (не учившиеся в музшколах)?
Хорошо, если имена помнят.
Но что делали, как жили — это уже вряд ли.
А вот про Сальери, с лёгкой руки жёлтой прессы и АС-Пушкина — все помнят, что он траванул Моцарта. И хотя в реальности он этого не делал — но вот всё же место в истории.
Да, Нерон тоже Рим не жёг, а всячески спасал во время пожара — но тоже последующие биографы решили, что «так будет интересней», так будет пикантнее - поджечь город и сочинять поэму о гибели Трои, вдохновляясь зрелищем-заревом.
Нерон, впрочем, и без поджога Рима отчебучил много всяких одиозных штук — в отличие от злосчастного Сальери, который и мухи не обидел за всю жизнь. А юных музыкантов не то что не травил — он их воспитывал, учил, зачастую бесплатно, и вырастил уйму талантов.
И если Нерон, говорят, был довольно бездарен как
артист, то Сальери — бездарем не был. У него довольно интересная
есть музычка.
Но чему нас учит эта история с Сальери?
Пожалуй, тому, что как ты ни береги репутацию, каким ты ни будь
душечкой и лапочкой, сколько бы ни творил добра - из тебя запросто
сделают злодея перед судом потомков, если какой-нибудь гениальный
сочинитель решит, что "так будет интересней".
Поэтому, быть ли на самом деле злодеем при жизни или нет - пусть
каждый решает сам и для себя, сообразно своим душевным
наклонностям. На памяти в поколениях - реальность в любом случае не
скажется.
|
</> |