Крючков без розовых очков
vikond65 — 14.08.2024Ровно 110 лет назад, 14 августа 1914 года (по новому стилю) , в России появился очередной эпический герой и былинный богатырь — бравый донской казак Козьма Крючков. Согласно неисчислимому множеству книг, статей, плакатов, листовок и прочих публикаций, в тот день он вместе с тремя другими казаками (или даже в одиночку) отважно атаковал 27 немецких кавалеристов (по более поздней версии — аж 32) и в жаркой рукопашной схватке лично зарубил и заколол пикой 11 из них, а остальные в панике бежали. При этом сам он получил аж 16 ранений, а его лошадь — 11, что не помешало ей проскакать шесть верст до расположения части.
Об этом Крючков честно поведал, вернувшись в полк, после чего его тотчас же наградили первым на войне Георгиевским крестом и начали усиленно раздувать вокруг его имени бешеную пропагандистскую кампанию. Его огромные портреты публиковались на первых полосах российских газет и журналов, художники массово рисовали плакаты, а поэты слагали стихи, например, такие:
Четыре русскихъ казака,
А нѣмцевъ было 32.
И вотъ одинъ казакъ Крючковъ
Вдругъ в кучу врѣзался враговъ!
Или такие:
Великий воин войны великой,
Донской казак Крючков Кузьма!
Дай Богъ, таких, как ты, чтоб была тьма:
И что-бы все владѣли так же пикой!
Ну, как тут не прослезиться от умиления столь трогательными виршами?! И ведь, это был не стёб, а на полном серьезе.
Коммерсанты же, чуя выгоду, немедленно выбросили на прилавки "конфекты", карамель, шоколад и весьма дорогие папиросы "Козьма Крючков" (см. вверху). Курите, сосите и жуйте Крючкова, господа! Это очень модно и патриотично.
В общем, пиар по полной программе. И никому даже в голову не пришло усомниться в реальности доклада казака и попытаться его проверить, к примеру, распросить остальных участников схватки и сопоставить их расказы. Или —отправить к месту боя другую группу кавалеристов, чтобы они поискали и посчитали трупы убитых немцев.
Также никого не смущало то, что, несмотря на 16 ранений ("Ранен пулей. Шашкой разрублена рука. Остальные поранения пиками"), Крючкова уже на пятый день выписали из лазарета и вернули в строй. За такое время, как известно, едва успевают зажить даже царапины. Кроме того, нет ни одной фотографии героя с перевязками.
Описание боя тоже не вызывало вопросов, хотя в нем есть, например, такие фантастические строки: "Два прусака с пиками набросились на Крючкова, пытаясь выбить его из седла, но Крючков (уже будучи неоднократно раненым!) ухватился руками за неприятельские пики, рванул их к себе и сбросил обоих немцев с коней". В общем, Илья Муромец, Чак Норрис и Джеки Чан в одном флаконе.
Между тем, существует совсем иная версия произошедшего, изложенная в мемуарах К.М. Адариди, командира 27-й дивизии русской армии, воевавшей в 1914 году на том же участке фронта, что и разрекламированный казак:
«К окрестностям города Сувалки подходил слабый германский разъезд 10-го конно-егерского полка, но был отогнан казаками, высланными командиром Оренбургского полка полковником Комаровым, в распоряжении которого находился взвод конвойной полусотни. Во время этой стычки сторонами были понесены первые за войну потери: немцы оставили на месте одного убитого, а из казаков один был ранен. Последнего командующий армией наградил Георгиевским крестом и он, таким образом, явился первым по счету георгиевским кавалером в мировую войну».
Поскольку первым георгиевским кавалером в мировую войну был Козьма Крючков, речь в этом отрывке идет именно о нем. Понятно, что царские пропагандисты, выполняя заказ, особо не думали о достоверности того, что они раздувают. Принцип "пипл схавает" действовал задолго до того как был сформулирован. Однако сейчас, спустя более 100 лет, нелепая крючковская легенда, подзабытая в советские времена, вытащена из нафталина очищена от пыли и снова процветает.
Далее идет подборка "крючковской" пропагандистской продукции времен Первой мировой войны. Забавно, что, если судить по этим плакатам, то бравый казак во время боя несколько раз менял фуражку, штаны и гимнастерку а также — сбривал и вновь отращивал усы. А его конь переливался всеми мастями: от снежно-белого до угольно-черного.
Ну а немецкие оппоненты Козьмы просто поражают разнообразием униформ и на всех картинках выглядят совершенно по-разному. Это говорит о том, что авторам этих плакатов была абсолютно до лампочки достоверность того, что они рисовали. Ведь, пипл, а точнее — заказчики, таки хавали, а денежки капали.
Сообщение о подвиге Крючкова с его фотографией в журнале "Искры" и плакат, явно нарисованный по этой фотографии.
Обратите внимание, насколько разная внешность и обмундирование у "крючковых", а также — у немцев на этих плакатах.
На верхних плакатах Крючков бьется пикой, а на этом — шашкой и одновременно палит из винтовки.
На этом постере он в одиночку дерется даже не с тридцатью двумя, а с несметным полчищем немецких гусар в характерных папахах.
На левом плакате немцы почему-то в белых мундирах и бескозырках, а на правом Крючков и его противники где-то потеряли своих лошадей.
Пара плакатов, исполненных в примитивно-карикатурной манере.
А здесь автор для живописности добавил речку и парящие в небе аэропланы.
Слева Крючков на гнедом коне отважно скачет прямо в рот кайзеру Вильгельму, ну а справа — на белой лошади какой-то "Яшка-цЫган".
Один из наиболее примитивных плакатов, нарисованный с полным пренебрежением перспективой. Обратите внимание, на соотношение размеров Крючкова и немцев.
Однако в "крючковской" тематике отметились не только многочисленные халтурщики, но и весьма талантливые художники. Слева — рисунок известного баталиста Николая Самокиша, который правильно изобразил форму немецких улан, а справа — открытка выдающегося художника-иллюстратора Георгия Нарбута.
Памятник Крючкову, недавно установленный в Новочеркаске.
|
</> |