КРУТОЙ МАРШРУТ (2)

топ 100 блогов putnik126.05.2013 КРУТОЙ МАРШРУТ (2) КРУТОЙ МАРШРУТ (2) Окончание.
Начало здесь.

Для начала о цифрах. На эту тему написано так много, что если кому интересно, г-н Пыхалов в помощь: его многие не любят, но в играх с нулями еще никто не упрекал. Поэтому будут говорить вприглядку и даже с поправкой, - на бедность, - в пользу моих либеральных оппонентов. И даже так получается, что г-н Сахаров то ли лукавит, то ли не умеет считать. По его логике, если, скажем, русских к концу 1941 года под знамена Гитлера встало 300000 душ, то почему, дескать, русских не депортировали? А ведь понятно, почему...

Судите сами. Согласно переписи 1939 года, русских в СССР всего было вплотную под 100 миллионов. Из них в пределах РСФСР жили не все, а в оккупации тоже, ясен пень, оказались не все, но, по-любому, - исходя их примерных оценок немцами количества населения потенциального Reichskommissariat Moskowien, а также с учетом того, что к концу 1941 года оккупирована была где-то треть этого так и не случившегося  рейхскомиссариата, - никак не меньше 20 миллионов. Следовательно, на путь сотрудничества с оккупантами встало максимум 1,5% населения (3% мужчин) оккупированных земель "коренной России", - то есть, абсолютное меньшинство, и с этим меньшинством, естественно, следовало разбираться в индивидуальном порядке. Что и делалось.

А вот крымские татары, - речь о них, поскольку пример эталонный, - совсем другое дело: там в коллаборационисты записалось практически все мужское население. Согласно справке Главного командования германских сухопутных войск, уже к 20 марта 1942 года "при численности населения около 200 000 человек татары выделили в распоряжение нашей армии около 20 000 бойцов. Если учесть, что около 10 000 человек были призваны в Красную Армию, то можно считать, все боеспособные татары полностью учтены". То есть, повторяю: женщины не в счет, их дело было дома сидеть, а из 90000 мужчин, - притом, что около 10 тысяч ушли по призыву в РККА,  а около 30 тысяч составляли дети, старики, инвалиды, - из оставшихся 50000 две пятых (в общем, вся молодежь) добровольно одели военную форму. Плюс  7000 так или иначе работали на оккупантов.

И при этом, на 1 июня 1943 года, согласно архивам, из 407 активно действовавших в Крыму партизан къырымлы было шестеро. Правда, потом, когда залпы советской артиллерии стали звучать совсем внятно, многие полицаи-кърымлы резво помчались присоединяться к партизанам, - и позже большинство были без особых разборов полетов мобилизованы в РККА, - но к тому времени на совести у них числилось уже много чего интересного и некрасивого. Иными словами, коллаборационизм был поголовным и, уж простите, всенародным, от "национальной интеллигенции" до последнего пастуха с Яйлы, и даже если кто-то сам не служил, то благословил сына.

А теперь давайте смоделируем ситуацию зимы с 1943 на 1944 годы, которая была в действительности, только нам о ней, кроме того, что была, мало что известно. Предположим, мы с вами - коллективный товарищ Сталин. Сидим за столом, попыхиваем трубкой, а напротив сидят товарищ Берия и товарищ Суслов, имевшие поручение разобраться в ситуации с къырымлы и внести предложения. В папочке у Лаврентия Павловича - готовый план. И в папочке у Михаила Андреевича - тоже готовый план, т.н. "альтернативный план Суслова", о котором в свое время много писали.

Начинает, как более молодой, Михаил Андреевич. Его предложение просто и ясно: разбираться с изменниками Родины и их семьями по всей строгости действующего законодательства. То есть, в индивидуальном порядке: карателей расстреливать и вешать, тем, кто предал, но не запятнал себя кровью, давать сроки от 15 и выше, членов семей, их в предательстве поддержавших и от предательства кормившихся, тоже отправлять в лагеря, на сроки меньшие, а несовершеннолетних, естественно, в детские дома, потому что иначе некуда.

Все правильно, все по закону и по ситуации. Однако Лаврентий Павлович не согласен. То есть, что запятнавших руки кровью следует карать нещадно, возражений нет, но таковых все-таки меньшинство, максимум, несколько сотен. А если наказывать по закону всех, кто того заслуживает, народ перестанет существовать вообще. Что все-таки жестоко и не по-большевистски, - и выходит, что надо искать иные варианты. Например, взять весь народ, не глядя, кто заслужил 25 лет, кто 20, а кто червонец, и под суд никого, кроме палачей, не отдавать, а всех выселить в иные места.

Да, - говорит товарищ Сталин, - да. Товарищ Суслов, пожалуй, перегибает, а товарищ Берия прав. Потеря родины - это амо по себе изрядное наказание. Но есть еще и такое соображение, что, судя по поведению къырымлы, оставлять их в столь сложном стратегически регионе едва ли будет дальновидно. И сверх того, можно ли не учесть, что коллаборанты сдавали и уничтожали не только партизан и евреев, но и гражданское славянское население из числа партизанских семей и вообще недовольных? Нет, не учитывать этого нельзя. Ибо бойцы РККА, вернувшись домой с фронтов, неизбежно начнут мстить, и тогда опять-таки встанет вопрос о вполне возможной гибели всего народа. Спасибо, Лаврентий Павлович. А Вам, товарищ Суслов, пора взрослеть.

Вот так и решилось. Или примерно так. Весь народ - в ссылку навсегда. Но не разлучая семьи. На вольное, - хотя и в специальном (не тюремном и не лагерном!) режиме  поселение. С правом взять с собой все движимое имущество и обязанностью принимающих властей помочь с трудоустройством. Без посягательств на денежные накопления. Даже без поражения в гражданских правах. И даже с сохранением партийных и комсомольских организаций, а что это означало в те годы, sapienti sat.

А и еще сверх этого, - не в Сибирь и не на Крайний Север, чтобы вымирали, но в Узбекистан, края теплые, сытые, по рельефу и климату привычные, где население радушно и культурно близко. И с этим фактом, как ни крути, ничего не поделать. Если же кто-то решит, что я пристрастен и склонен писать неправду, в опровержение такой глупости сошлюсь на авторитет, который из всех авторитетов авторитет, - а уж для либералов, так и в первую очередь.

Ни для кого не секрет, что Семен Липкин, великий советский переводчик, написал, долго держал в ящике стола, а в разгар  горбачевщины опубликовал в ДН, а затем и в Нью-Йорке роман "Декада" (полного текста, увы, не нашел, а большой отрывок здесь), - как раз на тему депортаций, о которых, так уж по жизни получилось, знал очень много, в том числе и от переживших выселение. Произведение очень, с перебором "перестроечное", лакирующее светлый коллективный образ "тавларов" (условный народ, как бы собирательно отражающий общую беду "наказанных этносов"), - и тем не менее, из-за того, что автор по-настоящему талантлив, сквозь всю заданность и желание "обличить тиранию" весьма шероховато вылезает реальность. В связи с чем, роман Семена Израилевича, пару раз издав при раннем Ельцине, как бы забыли и прекратили публиковать.

И еще, самое крайнее.

Как ни относись к сюжету, убойно, наотмашь бьет цифра 46% (около 67 тысяч душ). Именно таково, - согласно заявлениям последних лет, количество потерь народа къырымлы в дороге и за первые полгода после старта. А вот официальная цифра, - согласно документам иная: 191 человек по пути, - Телеграмма № 1476 от 8 июня 1944 13 час.00 мин Л. Берия из Ташкента от Бабаджанова. ГАРФ, ф.9479, оп.1с, д.179, л.241, - и 16 052 человек (10,6 %), - АРФ ф. 9479, оп. 1с, д. 248, л. 12, - в основном, старики и новорожденные, до конца 1944 года. Что тоже нехорошо, но все-таки вчетверо меньше и куда реальнее.

Чтобы хоть сколько-то разобраться, возьмем крымские татары"?
Отлично.

Что получается?
Получается, что

(а) в 1939-м число къырымлы, как мы уже знаем, чуть-чуть меньше 220 тысяч;
(б) в 1944-м из Крыма вывезли 183155 человек, из которых к концу года умерло  16052, то есть, осталось 167 тысяч,
(в) к которым в 1945-м прибавились еще 9 тысяч, демобилизованные из армии

Итак, к концу 1945 года в ссылке примерно 177 тысяч крымских татар.
А по результатам переписи 1959 года их в местах поселения уже  всего 49710, меньше трети от высланных.
Мор напал, что ли?
А вряд ли. Напади мор, мы бы слышали нынче много плача про "15 лет гибели". Но чего нет, того нет, и даже покойный женераль Григоренко не стенал ни о чем подобном. Все гораздо проще: в 1959-м все еще всё хорошо помнили, и къырымлы, - кроме вовсе уж отпетых, которым терЯть было нечего, - старались по мере сил мимикрировать в просто "татар".

Зато чуть более десяти лет спустя, в 1970-м, - уже 147559, аж на 100 тысяч больше, что ни в какие ворота не лезет. Если не понимать простую истину: никакой демографической  вспышки нет, просто все уже слегка подзабылось, и стать самими собой теперь позволяют себе не только самые крутые, но и более осторложные плюс молодежь.

Но, - внимание, - в сытом 1979-м опять спад:  только 132272.
Не рожались, что ли, али боялись чего?
Не-а. И рожались, и не боялись.
Но старое забылось еще больше, хотелось учиться в столицах и делать карьеру, - что по анкетным данным было все-таки еще трудновато, если опять не перепрыгнуть в  "просто татары", к которым никаких претензий нет.

Зато потом - Горбачев, перестройка, гласность, - и в 1989 нате, получите:  271715.

Было бы, конечно, здорово, окажись среди гостей моего блога профессиольные демографы. Они бы разъяснили лучше. Но, в общем, и так понятно. А ежели спросите, откуда все-таки взялась та жуткая цифра, - 46% за полгода, - так ответ прост: из первого тома вышедшей в в Симферополе 2008-м и тотчас признанной ">Крымские татары. 1941—1991 (Опыт политической истории)",  где "точная цифра потерь" определена "по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших сведения о погибших в 1960-70-е годы".

И вот все, что я хотел об этом сказать.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Произошла эта история довольно давно, Фред Оджибуэй, индеец, ехал на пони по дороге 406 , 2 января 1965 года. Будучи стесненным нищетой и по этой причине вынужденный заложить своё седло, он заменил его подушкой. Пони повредила свою переднюю ногу. В соответствии с индейской традицией, ...
1. Робот на прикреплённом к посту видео заменяет старательного, неутомимого дачника: пропалывает сорняки, опрыскивает растения фермерскими ядами и, вообще, выполняет ту работу, которую когда-то делали рабы. Если вы удивлены таким сравнением, я сейчас удивлю вас ещё сильнее. Это ...
Дежа-вю — этот психологический феномен я испытал вчера. Длится он несколько секунд, заключается в ощущении "уже виденного происходящего". Раньше я испытывал его только в детстве, а когда вырос, его вдруг не стало. Считается, что это ошибка мозга, функции памяти, но ничего патологического ...
Кодорское ущелье Абхазии, оккупировано 13 августа 2008 года подразделениями ВС РФ фото ...
1965-1985 год ...