Круиз по Москве-реке и Оке: Нагатинская пойма


Круиз по Москве-реке и Оке начинается с Южного речного вокзала — начальной точки Московско-Окского водного пути. Первое здание Московского речного вокзала было построено в Южной (Кожуховской) гавани на правом берегу Москвы-реки. С 1972 году Южный речной вокзал располагался на дебаркадере стоявшем у Нагатинской набережной, недалеко от первого знания речного вокзала. В Нагатинской пойме суда, следующие на Оку проходят первый шлюз — шлюз №10.
В 1979 году началось проектирование нового здания Южного речного вокзала (ЮРВ) на левом берегу Нагатинского спрямления. В 1985 году было завершено строительство нового здания ЮРВ. Длина причальной стенки речного вокзала составила 501 погонный метр. Масштабная реконструкция вокзала началась в 2021 году — фактически оно было возведено заново с изменением материалов, пропорций и декора: от старого здания остался лишь намёк — шпиль на главном корпусе. Открытие нового здания состоялось весной 2023 года. От станции метро «Технопарк» до ЮРВ — 910 м пешком через Южный ландшафтный парк или 8 мин на автобусе №831 (ожидание автобуса до 15 мин).

На реках Москва и Ока курсируют лайнеры с осадкой не более 1,5 м — это в основном теплоходы проекта 305, которые строились в Венгрии по заказу СССР в 1959 — 1967 годах. Из современных теплоходов на этой линии используется комфортабельный круизный колёсный трёхпалубный теплоход «Золотое кольцо» — головное судно проекта ПКС-180.

Круиз начинается от Южного речного вокзала. Лайнер огибает Нагатинский полуостров и входит в Шлюз №10 — первый шлюз, который проходят круизные лайнеры на пути в Оку.

От Нагатинского моста вверх по течению Москвы-реки теплоходы идут до Северного речного вокзала и далее в Волку через систему из 9-ти шлюзов Канала имени Москвы.

Движение разнообразных прогулочных судов по Москве-реке весьма интенсивное, а вот грузовые суда встречаются очень редко, хотя в этом районе реки находится речной порт, сделавший Москву крупным портом пяти морей.


Москва-река в районе Нагатинской поймы кишит разнообразными одно- , двух- и трехпалубными речными прогулочными пароходами.







Из Нагатинской поймы суда вниз по течению Москвы-реки проходят через Перервинский гидроузел — гидротехническое сооружение в составе Канала имени Москвы. Гидроузел, построенный в 1932—1938 годах, увеличил подпор воды в Москве-реке, что позволило открыть по городскому участку реки сквозной путь для судов. Помимо шлюза №10 в этот гидроузел входят водосливная железобетонная плотина с 7 пролётами, перекрытыми стальными затворами, Перервинская ГЭС и шлюз 11 для пропуска маломерных судов (в настоящее время работает в качестве дока).




Круизные теплоходы проходят через шлюз №10 Перервинского гидроузла.




Путь от ЮРВ до выхода из шлюза №10 теплоход прошел менее, чем за час. Впереди ещё три шлюза на Москве-реке и один на Оке.
Круиз продолжается.