кругосветка, самолет и черепки


Из воспоминаний "Далёкое и Близкое" узнала, что Репин впервые увидел бурлаков совсем даже не на Волге.
А увидел он их на Неве, в Рыбацком, куда поехал однажды на выходные по настоянию друзей.
"... к раннему полдню мы проезжали уже роскошные дачи на Неве; они выходили очаровательные лестницами, затейливыми фасадами, и особенно это всё оживлялось больше и больше к полдню блестящей, разряженной публикой, а всего неожиданнее для меня - великолепным цветником барышень, как мне казалось, невиданной красоты!.."

"Вид на Мурзинку со стороны Невы" Художник: Николай Антонович Серра-Каприола (сын хозяев усадьбы Мурзинка) Рыбацкое расположено дальше, но иллюстраций тех мест я не смогла найти. Берега в целом видимо были похожи.
Сейчас район Рыбацкое это новостройки-новостройки, а во времена Репина оказывается, это было модное дачное место. И вот тут он увидел впервые бурлаков. Они поразили его воображение настолько, что он принял решение их рисовать.
Его друг, художник-пейзажист Фёдор Васильев, совсем юный и невероятно энергичный, предложил поездку на Волгу, где "настоящий исконный тип бурлака...искать надо...", и куда они в итоге отправились вчетвером - Васильев, Репин, брат Репина Василий и художник Евгений Макаров.

Фёдор Васильев. Вид на Волге. Барки.
А отправились они по Волге на плоскодонных пароходах компании "Самолет". Фёдор Васильев организовал им через конференц-секретаря Академии Художеств Петра Федоровича Исеева открытый лист общества "Самолет" от Твери до Саратова.
Общество "Самолет" перевозило по Волге пассажиров и грузы. Оно было основано отставным капитаном российского флота Владимиром Александровичем фон Глазенапом и титулярным советником Максимилианом Густавовичем Бехагель фон-Адлерскроном, про него я ничего не нашла. А вот Владимир фон Глазенап фигура интересная.
Родился он в достославном 1812 году и будучи фактически подростком совершил в 1826—1829 годах кругосветное путешествие на шлюпе "Моллер" для описания северо-восточных берегов Азии и северо-западных берегов Северной Америки, а также для исследования района Тихого океана между этими берегами. Вышли из Кронштадта 20 августа 1826 года, дошли до Копенгагена, закупили там ром и тёплую одежду (хорошая идея!) потом через Портсмут на Тенерифе, далее - мыс Горн, Таити, далее между Гавайскими островами в Петропавловск.Далее - Мыс Доброй Надежды - Гавр - Кронштадт. К сожалению, не было в этом путешествии никого, кто оставил бы сколько ни будь подробные заметки, так что известно о нем мало.
Вот тут и тут можно прочитать, но не сильно подробнее, чем я выше описала.
В эту кругосветку отправились два судна. "Моллер" под командованием Михаила Николаевича Станюковича и "Сенявин" под командованием Фёдора Петровича Литке.
Вот великолепный портрет Фёдора Литке, написанный одним из учителей Репина - Иваном Николаевичем Крамским.

Между прочим, именно Иван Крамской познакомил Репина с Фёдором Васильевым, увлёкшим Репина в путешествие по Волге.
"Крамской его обожал, не мог на него нарадоваться и в его отсутствие беспрестанно говорил только о Васильеве."

Федор Васильев. На реке. Ветреный день
Федор Васильев прожил всего 23 года и нарисовал около сотни великолепный пейзажей. Огромная потеря для нашей культуры. Чахотка, как это нередко бывало в то время.
Практически вся часть воспоминаний Репина, посвященная картине "Бурлаки на Волге" так или иначе связана с именем Федора Васильева.
Вот так мостики перебрасываются от художников к мореплавателям. Не устаю поражаться тому, какие потрясающие люди населяли Россию в XIX веке и сколько они оставили после себя.
PS
Бурлаки не только тянули барки по реке.
"...эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников!.."
PPS
Несколько месяцев художники провели в Ширяево. Там много работали в том числе рисовали портреты. Репин своих бурлаков рисовал. Так вот, местные жители позировать опасались. Даже за деньги. Говорили, что если нарисует портрет, то через него душу утянет к антихристу. А про деньги, которые художники за позирование предлагали, бабы вот, что говорили: говорили, что если их перекрестить, то они тут же в черепки превращаются.
"— Детки, — говорю я громко, когда почувствовал, что ко мне уже достаточно привыкли, — посидите так смирно, не шевелясь; каждой, кто высидит пять минут, я дам пять копеек.
Девчонки это сразу поняли, застыли в своих положениях, и я — о блаженство, читатель! — я с дрожью удовольствия стал бегать карандашом по листку альбома, ловя характеры, формовки, движения маленьких фигурок, так прелестно сплетавшихся в полевой букет... Будто их кто усаживал."

Ну а потом...
"...Пришла другая баба, что-то прошептала девчонкам; эта вдруг схватила за косенки одну девочку и вытащила ее наверх, откуда уже спускались две новые бабы; одна из них презлющая, с хворостиной в руке. И начались громкие ругательства...
— Чего вы, чертенята, сидите? Разве не видите? Ведь это сам дьявол, он вас околдовал... Бросьте деньги: это черепки! Вот завтра увидите сами... "
PPPS
В том доме, где художники жили в Ширяево, теперь музей.
|
</> |