Кругоонежье и Воттоваара. Глава II. Андома-гора, геоглиф "Ленин" и Саминский

Окончательно мы проснулись где-то в восемь часов утра. Очень хотелось продолжить спать: сказывалось недосыпание в ночь перед выездом. Но нужно было ехать дальше, поэтому мы кое-как вылезли из палаток. Заново развели в мангале вчерашний огонь. Александра в лучших своих традициях приготовила замечательный завтрак из двух блюд: каша и яичница.

Пока мы завтракали, снимали палатки и грузили вещи, наши соседи по побережью потихоньку разъезжались. Соседей, к слову было немало - не только большая компания за большим столом рядом с нами. Когда мы вечером только приехали на это место, одна стоявшая на дороге женщина у нас поинтересовалась, не видели ли мы по пути её мужа: он ушёл пешком в магазин за продуктами и не возвращался два часа. Мы ей ответили, что не видели - деликатно умолчав, что по пути к цивилизации и магазинам есть придорожный киоск со спиртными напитками. Не стали предполагать, что этот киоск (теоретически) и мог стать причиной столь долгого отсутствия её супруга.

Выехали мы довольно поздно, в начале двенадцатого. Чтобы проехать несколько десятков метров по песку до грейдера, мне пришлось закрутить хабы и включить полный привод с понижайкой - иначе задние колёса вязли в песке. А по грейдеру мы поехали далее на север, в сторону Андомы-горы, до которой было пять километров. Дорога вела через деревни Климовская, Павликовская и Ларьково. По пути мы проезжали метеостанцию, а в одной из деревень видели старый железнодорожный вагон, оборудованный будто бы под жилище. Сама же Андома-гора располагается между деревнями Гневашевская и Ольково и представляет собой высокий крутой обрыв над Онежским озером.

Чуточку севернее в Онего впадает река Андома. В этом месте образуется некий мыс, и Андома-гора - самая высокая его точка. Где-то далеко внизу плещутся волны, слышен шум прибоя. А ещё на этом высоком обрыве присутствуют геологические обнажения возрастом до 420 миллионов лет!

Масштабы Онежского озера при обзоре с возвышенности ещё больше поражали: противоположный берег виднелся где-то далеко-далеко на горизонте. Низкие свинцовые тучи над водой ещё больше усиливали впечатление. Мы с дочерью не удержались от небольшой рекламы: сфотографировались на фоне такого величественного и сурового пейзажа с флагом компании, в которой я работаю.

На Андоме-горе было ветрено и холодно. Побродив по берегу, налюбовавшись красотами и слегка озябнув, мы поехали чуть дальше на север. Там благополучно нашли геокешерский тайник, а также посмотрели на Андому-гору издалека. Такой вид ещё больше впечатляет.

В этом месте берег тоже весьма высокий и крутой. А ещё там у самого обрыва также стоит старый железнодорожный вагон, оборудованный под жилище - непонятно, кому и зачем потребовалось там жить. До самого устья Андомы мы не поехали - развернулись и направились обратно на юг, продолжать наше путешествие. Когда проезжали мимо нашего места ночной стоянки, справа было огромное Онего, а слева - большое болото.

Мы вернулись на шоссе А-119 и повернули налево, на север. Но вскоре съехали направо и поехали по грейдеру вверх по Андоме-реке. Через 20 километров пути остановились прямо на дороге. Рядом был геоглиф "Ленин".

Изначально в этом месте высадили ели, образующие буквы "ЛЕНИН", сто лет назад, в 1924 году - сразу после смерти Ленина. Инициатором этого был Пётр Петрович Петров - учитель сельской школы деревни Макачево. Тот первый геоглиф сажали его ученики и их родители. В 1970 году (год столетия со дня рождения Ленина) рядом с елями посадили ещё и кусты акации в форме цифр "100". А затем геоглиф зарос, и по инициативе местного леспромхоза был высажен новый - в 1984 году, в год 60-летия со смерти Ленина. По размерам он примерно как старый: 100 метров в длину, буквы высотой 30 метров и шириной 16 метров. С воздуха или из космоса хорошо виден.
https://dzen.ru/video/watch/66f42e9fc9706a2f3c958bbe
Налюбовавшись геоглифом и его окрестностями, мы поехали по грейдеру обратно на шоссе. По пути обогнали лесовоз, что было нелегко. Вообще этот грейдер ведёт к лесному посёлку Янишево, до которого довольно далеко. Посёлок этот построен при Белоручейской узкоколейной железной дороге - единственной сохранившейся узкоколейке Вологодской области, построенной специально для вывоза леса из здешней тайги. Янишево расположено уже близко к границе с Архангельской областью, где растут высокие хвойные деревья. А узкоколейка эта (длиной 63 километра) от Янишева ведёт в посёлок Депо - первый из нескольких населённых пунктов, который мы проезжали днём ранее перед Вытегрой. Депо находится рядом с Волго-Балтийским каналом, то есть вывезенный из тайги лес можно перевозить уже водным транспортом.
Двигаясь по трассе А-119 на север, мы пересекли Андому-реку по мосту. Следующую остановку сделали в деревне Саминский погост, располагающейся на реке под названием Самина (которая впадает в Андому).

Когда-то в Саминском погосте располагался северный "тройник" - деревянный храмовый ансамбль из двух церквей и колокольни. Летним храмом была церковь Илии Пророка, построенная в конце XVII века взамен одноимённой сгоревшей. Зимним храмом была церковь Тихвинской иконы Божией Матери, возведённая в конце XIX века вместо церкви Флора и Лавра середины XVII века, которую к тому моменту разобрали. По поводу колокольни пишут, что её пристраивали к Ильинской церкви - так что, возможно, это был и не совсем классический "тройник" (предполагающий именно три отдельных строения). В любом случае, колокольню разобрали ещё в 1979 году, а Тихвинская церковь рухнула несколько лет назад. Остался только старинный шатровый храм Илии Пророка, возвышающийся над Саминой-рекой.

Собственно, нижняя часть Тихвинской церкви ещё стоит - но сильно покосилась. Рухнула только верхняя часть.

Пока мы бродили вокруг церкви и фотографировали её, к нам из-за реки пришёл местный юноша по имени Александр и предложил приобрести магнитики с изображениями Ильинской церкви и старинными картинами Саминского погоста, которых у него была целая коробка. Мы купили по паре магнитиков. В разговоре выяснилось, что ключ от церкви лежит у отца Саши. Парень любезно согласился принести ключ и показать нам храм изнутри. Попутно рассказал, что за несколько дней до нашего приезда (на 2 августа - Ильин день) в Саминский погост приезжал священник, чтобы провести в церкви службу.

Примерно в момент отъезда из Саминского погоста я ощутил некий дискомфорт в глазах. От недосыпания у меня всегда в глазах лопаются сосуды, глаза становятся красными - это происходит в первый день многодневного автопутешествия. Но на второй день (после нормального сна) обычно всё начинает приходить в норму. В этот раз всё было наоборот: глаза начали слезиться и болеть, будто в них песка насыпали. Я в очередной раз подумал, что вечером надо было не коньяк пить и шашлык есть до полуночи, а лечь спать часов в десять вечера. А ещё я в тот момент поменял тёмные очки на обычные, прозрачные - это тоже было ошибкой.
Саминский погост стал последней достопримечательностью, которую мы осматривали в Вологодской области. Мы продолжили наш путь на север, где нас ждала уже Карелия.
P.S. Фото, видео и короткие текстовые заметки из моих путешествий раньше всех (по возможности - вообще в режиме онлайн) появляются в моём Телеграм-канале: https://t.me/beacon1143/
Оглавление
Глава I. Планы, подготовка - и марш-бросок на Онего
Глава II. Андома-гора, геоглиф "Ленин" и Саминский погост
|
</> |