Кровавое месиво: изящество, юмор и трэш
movie_rippers — 07.09.2021«Секс, кровь и Библия». Эту формулу безоговорочного успеха для кинокартины вывел сто лет назад (в прямом смысле) Сесил Блаунт ДеМилль, один из основателей Голливуда и главных режиссёров американского и мирового кинематографа. Для того, чтобы фильм удался и в художественном, и в коммерческом смысле, желательно применить в нём все три составляющие. Ну, или хотя бы две, на худой конец. Или хотя бы одну, если с двумя остальными никак.
Я это всё к чему)). Сто лет прошло, а подход почти не менялся всё это время. Однако в нынешнем году, и в особенности за последний месяц, откровение мне было – меняется-таки история! Последние четыре голливудских произведения, которые я посмотрел почти подряд, друг за другом, невероятно меня порадовали! Про Библию, разумеется, все давно забыли – нынче люди верят только в коронавирус и его эпигонов. На секс тоже наплевали, потому что, судя по всему, одурели от него за год локдаунов и карантинов, в избытке натрахавшись и значительно повысив рождаемость на планете взамен померших от ковида. Зато кровища никуда не делась! Она льётся рекой, жёсткой и безапелляционной.
Мне нравится современное кино. Оно порой излишне прямолинейно и даже тупо, зато совершенно откровенно и естественно. Когда всю жизнь на экране смотришь либо философию a la Бергман, либо фантазии из серии космических саг, либо эстетские эксперименты с формой, едко начинает хотеться чего-нибудь натурального, потного и вонючего. Это как с едой – вот ешь всю жизнь омаров, икру чёрную да яйца бенедикт с трюфелями, а потом раз – и хочется солёного огурца из бочки! Причём так хочется, что сил нет. Был у меня один клиент, один из богатейших людей России, который все известные на планете виды условной фуа-гра перепробовал. И попросил он его чем-нибудь во Франкфурте удивить. В кулинарном плане. Отвели его в одно заведение, которое сейчас уже закрыто. Там в меню все блюда имели свои оригинальные названия, причём не раскрывалось, что входит в их состав (тогда ещё народ не сходил с ума по безглютеновым и низкобелковым вкусностям). Выбрал он себе блюдо под названием «Любимая еда Гёте». Принесли ему кастрюлю, в которой лежал шмат варёной говядины и несколько варёных картофелин. Напоминает тафельшпиц, согласен. Но размер куска мяса и картофелин совсем уж не тафельшпицевские были. Дяденька с удивлением заглянул в кастрюлю и задумчиво произнёс: «Да, простой был парень Гёте…». Но съел всё и остался невероятно доволен.
Кино в принципе изменилось в последние годы. На этой мысли я себя поймал впервые на примере Джеймса Бонда. Когда стали делать фильмы с Дэниэлом Крэйгом в главной роли, стало ясно, что кино меняется. Бонд из интеллигентного, изящного, шутливого джентльмена превратился в жёсткого и принципиального убийцу, который идёт к выполнению миссии, не боясь вымазать в крови свою белоснежную рубашку и не стесняясь пятен пота подмышками. Так и кино – из всяких фельдеперсов, полунамёков и недосказанностей оно перешло в стадию жёсткого натурализма, как бы шагнув с экрана в жизнь (военное кино здесь не в счёт). А режиссёры делают его не только естественным, но и динамичным, не давая зрителю заскучать, всё время поддерживая темпоритм происходящего и не позволяя действию буксовать. Хватит, набуксовались уже!
Четыре фильма, о которых сегодня речь, одновременно и очень разные, и очень схожие. Разные по художественным оттенкам и общему эстетическому посылу, схожие – благодаря методам, применённым режиссёрами. Это всегда бешеная динамика, скрученная в пружину, безжалостное и натуралистичное лишение людей жизни и реки крови. Да что там реки – океаны… После всяких там «Джонов Уиков» - самое оно!
«Не дыши-2» - продолжение невероятно успешного «Не дыши» пятилетней давности. Это о слепом старике, бывшем военном-спецназовце, который вслепую расправляется с группой проникших в его дом грабителей. В сиквеле дед крадёт уцелевшую при пожаре девочку, воспитав её как свою дочь, а потом отбивается от банды её, как теперь говорят, биологических родителей, которым она и не нужна вовсе, а нужно лишь её сердце – они занимаются подпольной трансплантологией. Совершеннейшая дичь на грани трэша, однако благодаря тому, что почти всё действие происходит ночью, смотрится очень даже ничего. И хотя сюжет плоский, сценарные ходы предсказуемы, а реплики героев порой вызывают улыбку, смотреть всё равно приятно. Даже несмотря на половину потенциала по сравнению с первой серией. Сценарий написал режиссёр этой самой первой серии Феде Альварес совместно с режиссёром второй серии Родо Сайагесом. Драматургически вышло не очень, но в напряжении держит. Бонус – не просто классика членовредительства, а особая эстетика оного! Тут вам и ледорубом под красивому женскому лицу, и последовательное отрубание руки, и заклеивание чем-то типа «Момента» рта и носа, и крошение в капусту человечьей головы топором, и, в качестве апофеоза, выдавливание глаз.
«Малышка» начинается как семейная драма, где умирает от рака женщина. Её муж в исполнении Джейсона Момоа безутешен (сожалею, но его довольно трудно пока воспринимать не в привязке к образу Аквамена, может, в перспективе всё исправится). Их дочь в исполнении Изабелы Мерсед (которая на самом деле Монер, но взяла в качестве псевдонима фамилию бабушки, и которую мы запомнили по экранизации «Даши-следопытки» - «Дора и затерянный город») кажется менее безутешной, однако глушит эмоции активными занятиями боевыми искусствами. Лекарство, способное спасти маму, существует, но его выпуск тормозится фармацевтическим лобби в союзе с коррумпированной конгрессменшей (или конгрессвумен, как правильно?). В итоге лекарства так и нет, женщина мертва, а на героя Момоа выходит журналист, который раздобыл доказательства этой грязной истории. Вот с их встречи жанр фильма делает резкий разворот, превращая его из семейной драмы в кровавый боевик с реками крови, свёрнутыми шеями, прострелянными головами и истыканными ножом телами. При этом главная фенька фильма – шизофренический оттенок, на котором строится весь сценарий. Сценаристы последнее время обожают такие выверты, когда смотришь кино до середины, а то и почти до конца, а потом выясняется, что всё это было лишь в чьей-то голове. Но держит все два часа очень хорошо, так что распространятся о деталях не буду – сами смотрите.
Следующий фильм – самый кровавый из трёх перечисленных. В оригинале называется «Протеже», а в нашем прокате, как обычно, опять переиначили, чтобы лучше зрителя цепляло – «Кодекс киллера». И киллеруют тут знатно и всех подряд. Собственно, до финала доживает лишь пара персонажей. Это история об убийце-виртуозе, случайно спасшего во Вьетнаме девочку-полукровку, дочь русского и вьетнамки, которая в состоянии аффекта в одиночку завалила целую банду головорезов. Старик, как говорится, «Державин нас заметил», взял на воспитание, оценив потенциал, и вырастил из неё суперкиллершу. Дальше нужно просто смотреть и любоваться. Это кино – как поход в музей, только очень кровожадный. Здесь настолько великолепно поставленные трюки, что глаз не отвести. Все убийства изящны и поданы с великолепным вкусом. Рука мастера чувствуется сразу – фильм поставил Мартин Кэмпбелл, работавший в режиссёрском кресле двух бондовских фильмов. Скоро у него выходит ещё один триллер с Моникой Белуччи и Лиамом Нисоном, «Память». Очень уместна Мэгги Кью в главной роли – изысканна, спортивна и бескомпромиссна. Хотел написать «пуленепробиваема», но это неправда – режут её и пулями достают постоянно, однако она продолжает идти к цели. Наконец, сплошное загляденье – трио ветеранов! Майкл Китон, не перестающий удивлять своей органичностью как в серьёзном политическом кино, так и в разудало-боевом; Роберт Патрик, хоть и заметно обрюзгший, но неизменно отсылающий нас к «Терминатору-2», рассекая на мотоцикле; и Сэмюэл Л. Джексон, охренительно выглядящий и двигающийся в свои 72 года. Словом, самый изящно-кровавый боевик года!
Наконец, четвёртый фильм напомнил мне старый анекдот про серийного маньяка, которого привезли на освидетельствование в институт Сербского. Психиатр ему говорит: «Сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадаете. Что такое зимой и летом одним цветом?». Маньяк отвечает: «Кровища!». Вот, собственно, об этом «Отряд самоубийц: миссия навылет». Благодаря присутствию в режиссёрском кресле Джеймса Ганна, автора изощрённейших «Стражей галактики», кино превращается из обычного кровожадного боевика в карнавал юмора и буйство красок. Совершенно ничего общего с первой серией, по стилистике больше напоминающей мрачные экранизации комиксов от Тима Бёртона. Благодаря непередаваемому юмору и лёгкой подаче сюжета, несмотря при этом на разлетающиеся во все углы экрана куски человечины, кино смотрится просто на ура. Ни провисаний, ни глупостей, ни «умных» мыслей. Из убийства делается шоу, которое, как ни странно, доставляет море удовольствия, особенно, если учесть, что некоторые герои соревнуются, кто больше народу замочит. Визуальные эффекты в картине совершенно не могут оставить равнодушным – полагаю, это явная номинация на Оскар следующего года.
Аманда Уоллер вновь собирает команду мета-уголовников, в которую попадают двое из первой серии – Харли Куинн и Бумеранг, и которой предстоит миссия в вымышленном латиноамериканском государстве Корто Мальтезе, хорошо известном любителям комиксов о Зелёной Стреле. Через пять минут после начала фильма вся команда, включая Бумеранга, гибнет – уцелела лишь Харли Куинн, которую уже в третий раз великолепно играет Марго Робби. Поэтому собирают новую, ей и предстоит задать жару. Самый располагающий к себе персонаж среди них – Король-Акула в озвучке Сильвестра Сталлоне, которой мы не услышим из-за дубляжа. Кровища, тугой струёй хлещущая с экрана, компенсируется отличной картинкой и ненапряжным юмором, словно говоря зрителю – «Улыбайтесь, и тогда отношение ко многим вещам в жизни станет проще!».
Кино меняется. В лучшую сторону или в худшую – судить зрителю. Отработав по демиллевской формуле почти сто лет, оно ищет новых путей и художественных решений. Возможно, это не совсем верно, когда кровь преобладает над сексом и Библией, однако, возможно, сейчас просто время такое?.. Секс правил в 80-90-х, сейчас кровь, а потом, возможно, вновь настанет черёд Библии. Или всего сразу. Мы ведь ждём перемен, правда?
(c) petrus_paulus