Крокодил 1987 №12(1438) "О тех, кто стремиться ограничить основные права

топ 100 блогов monetam11.11.2024

О ТЕХ, КТО СТРЕМИТЬСЯ ОГРАНИЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВА АМЕРИКАНЦЕВ

Герберт Блок слывет патриархом американских карикатуристов. Он ровесник моей мамы, а ей уже 77. Трижды лауреат самой престижной в заокеанской прессе Пулитцеровской  премии, причем впервые ее удостоился еще в 1942 году. Четыре года спустя из родного Чикаго перебрался в столицу, да так с тех пор там и живет, регулярно, пять раз в неделю, поставляя карикатуры для редакционных полос «Вашингтон пост».

В США нет понятия центральных газет. Тем не менее рисунки, выполненные в своеобразной манере и подписанные псевдонимом «Герблок», известны далеко за пределами северо-восточной части страны, где расходится «Вашингтон пост»: перепечатывать карикатуры Блока считают за честь полторы сотни других американских газет.

В печати Соединенных Штатов политические карикатуры приравниваются к редакционным комментариям и статьям. Это традиция. Блок пользуется ею по праву. Нарисованное им зачастую актуальней и глубже написанного его сослуживцами по «Вашингтон пост».

Одним из первых в США разглядев смертоносную суть ядерного оружия, он отказался подпевать военно-промышленному комплексу. «Мистер Атом», которого Пентагон и Белый дом, играя на шовинистических чувствах сограждан, подают гарантом преуспеяния нации, в его изображении предстает зловещим субъектом, несущим погибель и Америке, и всему человечеству.

Тогда же, в начале пятидесятых. Блок не убоялся мракобесов во главе с сенатором Джо Маккарти. Именно он, штатный карикатурист «Вашингтон пост», пустил в оборот вошедшее ныне во все политические словари понятие «маккартизм». Он же заклеймил это 'явление своим знаменитым рисунком: фигурка с надписью «истерия» карабкается на факел статуи Свободы с ведром воды, норовя загасить его. А двадцать лет спустя Блок приложил руку к изобличению ключевых персонажей «уотергейтского» скандала, за что, вкупе с группой коллег по «Вашингтон пост», был отмечен еще одной премией Пулитцера.

И если по части содержательности карикатур конкуренты у Блока есть (Пол Конрад, Пэт Олифант), то в умении одинаково блестяще владеть и карандашом, и пером он уникален. Из завершившейся прошлым летом пятилетней командировки в Вашингтон я привез его последнюю (а всего по счету — десятую) книгу «Герблок в Зазеркалье», в коей собраны карикатуры 1981—1984 годов. Как и в прочих книгах Блока, они иллюстрируют сочиненные им же публицистические заметки, а те, в свою очередь, дополняют рисунки.

Название книги Блок позаимствовал у Льюиса Кэрролла, сравнив с Зазеркальем мир лицемерия, извращенных образов и понятий, каковым ему — и не только ему — представляется Вашингтон рейгановских времен. Нынешний президент, пишет старейшина гильдии американских карикатуристов, превратил Белый дом в филиал «фабрики грез» — Голливуда.

Искренностью и правдивостью не всегда отличались и прежние главы вашингтонских администраций, предпочитая завету отца-основателя своего государства Томаса Джефферсона («Высшая добродетель правителей состоит в честности») совет британца Уинстона Черчилля: «Правда— настолько важная особа, что ее всюду должна сопровождать свита лжи». Теперь же. по выражению американского публициста Роберта Адамса, «ложь в политике (США.— А. П.) вступила в эру массового производства». Схожего мнения придерживается нью-йоркский еженедельник «Нейшн»: «Пост президента США ныне занимает лжец. Он лжет регулярно., систематически, умышленно и всегда, когда это устраивает его политику и цели. Он не первый лжец, поселившийся в Белом доме, но он, пожалуй, первый, кто возвел ложь в предпочтительный стиль правления страной».

Вашингтонская действительность напоминает Блоку роман-антиутопию «1984». В нем английский писатель Джордж Оруэлл еще лет сорок назад предсказал появление государства, чьи правители, помимо мании мирового господства, отличались бы способностью выворачивать наизнанку общепринятые выражения и понятия. Рабство на их языке — «новоречи» (Newspeak) — означает свободу, ложь — правду, война — мир. Под стать этому, считает Блок, терминология, напропалую используемая ныне хозяевами Белого дома. Взвинчивание налогов они именуют «укреплением доходной части бюджета», новейшее оружие термоядерной агрессии ракету MX — «стражем мира», нападение на Гренаду— «спасательной операцией». Недаром национальный совет американцев— преподавателей английского языка учредил «премии словоблудия», коими отмечает правительственных виртуозов «новоречи». Помню, как один такой приз достался пентагоновцам, которые увертюру вторжения на Гренаду — парашютный десант нарекли «предрассветным вертикальным внедрением во вражеский тыл». Отличились и лексикологи из ЦРУ, на чьем жаргоне совершаемые их подручными — контрас убийства никарагуанцев именуются «нейтрализацией».

Словом, чего только Блок за свою долгую жизнь не насмотрелся, но подобного еще не видывал. Его, либерала (хотя и убежденного противника коммунизма), тревожит, что тон в сегодняшнем Вашингтоне задают ультрареакционеры, подозревающие в симпатиях к «красным» любого, кто призывает к сдержанности, к решению идеологических и политических споров мирным путем.

По опыту маккартистского прошлого Блок знает, что, как в каждой войне, первой жертвой «крестовых походов» становятся свободы и инакомыслие в собственной стране. Случай с Патрицией Лара — лишь один тому пример. Еще туже закрутив гайки законов, ограничивающих общение американцев с иностранцами, которые придерживаются неортодоксальных взглядов и убеждений, администрация Рейгана опустила шлагбаум перед такими крупными деятелями мировой культуры, как итальянский драматург Дарио Фо, канадский писатель Фарли Моуэт, Нобелевский лауреат Габриэль Гарсиа Маркес, английский романист Грэм Грин, южноафриканский поэт, борец против апартеида Деннис Брутус, японский литератор Кобо Абэ. Всего в проскрипционных списках стражей устоев — около миллиона фамилий и названий организаций. До 50 тысяч из них значатся под рубрикой «инакомыслящие». «Никогда и нигде за время моих странствий по свету я не был вынужден отвечать на унизительные расспросы, каким подвергают моих зарубежных коллег при въезде в Соединенные Штаты»,— свидетельствует известный американский писатель Уильям Стайрон. Блока волнует разгул консерватизма в Штатах со всеми вытекающими отсюда последствиями: ростом нетерпимости к чужим взглядам, атмосферой тотальной слежки и подозрительности, нападками на тех представителей прессы, кто, подобно самому Блоку, осмеливается критиковать подобные нововведения.

«С того самого момента, как администрация Рейгана пришла к власти,— подтверждает правоту Блока обозреватель «Нью-Йорк тайме» Энтони Льюис,— она ведет решительную кампанию, направленную на то, чтобы лишить общественность информации о деятельности правительства». На себе это испытала и газета, вот уже сорок лет публикующая карикатуры Герблока. В мае прошлого года тогдашний шеф ЦРУ Уильям Кейси пригрозил руководству «Вашингтон пост» (а заодно — владельцам «Нью-Йорк тайме» и еженедельников «Тайм» и «Ньюсуик») судебным преследованием за публикацию материалов, проливших свет на шпионско-диверсионную деятельность США за рубежом.

К фразе Блока о «леденящем воздействии подобных вещей на прессу Соединенных Штатов остается добавить что за считанные последние годы свобода печати и слова за океаном резко подорожала и в смысле буквальном. Два года назад богатейшая в мире телекомпания Си-би-эс еле отбила штурм, которому ее подвергли через суд крайне правые во главе с отставным генералом Уэстморлендом, но защита обошлась в девять миллионов долларов. В других случаях органы американской прессы потерпели полное  поражение: были приговорены к уплате штрафов на общую сумму 47 миллионов долларов. Для большинства заокеанских газет, журналов, теле- и радиостанций такие поборы равносильны банкротству. Поэтому им, по мнению нью-йоркского адвоката Мартина Гарбуса, только и остается,  что воздерживаться от предания огласке сколько-либо противоречивых материалов.

А вот пример из числа последних. Телекомпания Эй-би-си подготовила было документальные передачи о коррупции в высших эшелонах власти, но так и не выпустила их, убоявшись гнева Белого дома. Зато апофеоз человеконенавистничества и шовинизма— телефильм «Америка» — та де Эй-Би-Си показывать не боится: сегодня в Штатах свобода прессы в подобных случаях соблюдается неукоснительно.

Очень тревожит слово «консерватор». Если кто-то хочет, чтобы школы учили, что земля плоская, его назовут «консерватором» — в противовес «либералам», считающим, что земля круглая. Едва ли сегодня найдется группа крайне правых людей, которую не именовали бы «консерваторами». Сегодня нелегко давать политическую классификацию. Но примем ли мы термин «правые радикалы», или «новые правые», или «консервакукс» (консерваторы- экстремисты), или какой-нибудь еще, тем экстремистам, которых сейчас называют «консерваторами», надо дать более точное определение.

В последнее время вошло в употребление слово «денационализация» — распродажа государственной собственности. Даже когда передают общественные ресурсы частным компаниям по бросовым ценам, это не считается скандальным. Это «денационализация». Еще большую тревогу должна вызывать денационализация правительства — это когда правительство принадлежит должностным лицам и общественность не в курсе, что эти лица делают.

Уже шесть лет нападкам подвергается закон о свободе информации. Все больше и больше материалов получают грифы «секретно» и «для служебного пользования». Нынешняя администрация отменила практику прежних президентов. которые стремились рассекретить тонны устаревших документов. Она даже вновь засекретила материалы, которые уже были опубликованы, как будто вычеркнув их из памяти.

Во имя национальной безопасности администрация попыталась ввести широкую пожизненную слежку за бывшими правительственными служащими. Бывший директор ЦРУ Уильям Кейси пригрозил газетам и радиотелевизионным компаниям уголовным преследованием, если они будут сообщать о деятельности правительства, которую он решит назвать секретной.

Он также заявил, что сомневается «в том, что тайное разведывательное учреждение и закон о свободе информации смогут долго сосуществовать». Когда я нарисовал карикатуру, показывающую, как он призывает к отмене этого закона, он издал опровержение, заявив, что никогда не выступал за его полную отмену. Возможно, его речи надо переводить при помощи волшебного дешифратора.

Недавно мы узнали о памятной записке помощника президента по национальной безопасности о Ливии, в которой рассказано о кампании «дезинформации » — кампании, которая сумела дезинформировать если и не наших потенциальных противников, то хотя бы американскую общественность. У Джорджа Оруэлла она могла бы вызвать улыбку. Три года назад, когда разворачивалось вторжение на Гренаду, один правительственный чиновник сказал представителям печати, что идея такой акции «абсурдна», хотя в то время правительство Кастро знало факты и сообщало их. И недавно администрация Рейгана признала точность советских отчетов о переговорах за закрытыми дверями на высшем уровне в Исландии.

Меня тревожит, когда мы не можем верить нашему собственному правительству, когда какое-то недружественное правительство более правдиво, чем наше. Меня тревожит, когда правительство больше заинтересовано в осуждении прессы и прекращении утечек, чем в честных отношениях с народом.

Но есть и еще один аспект. В то время как происходила «денационализация» правительства, оно все глубже вторгалось в частную жизнь людей. Сюда относятся предложения о внутреннем шпионаже ЦРУ, о широком использовании правительством так называемых детекторов лжи.

В нашей стране, где якобы должна признаваться презумпция невиновности, министр юстиции Эдвин Миз заявил: «Немного бывает подозреваемых, которые невиновны в совершении преступления. Если человек не виновен, его не подозревают». Позже Миз заявил, что не имел в виду то, что сказал.

Он же назвал Американский союз защиты гражданских свобод «лобби преступников». А недавно предложил, чтобы наниматели следили за своими служащими на рабочем месте, в раздевалках, на стоянках автомашин и, «если надо, в соседних закусочных». Это не герой юмористического рассказа — это министр юстиции США.

Многие федеральные органы были загружены работой в октябре прошлого года. Патриция Лара, женщина, живущая в Латинской Америке и являющаяся выпускницей факультета журналистики Колумбийского университета в Нью-Йорке, имела визу, чтобы вернуться в США — посетить церемонию вручения почетных дипломов в университете. Но когда она приехала сюда, ее бросили в тюрьму, а затем выслали из страны — без всякого объяснения причин.

Меня тревожит, когда правительственные чиновники считают, что государство стоит выше прав отдельных людей и что должностные лица не должны отвечать за свои действия.

Вероятно,  бесцеремонное заразительно. Я слышу и вижу передачи, которые знакомят с противоположными мнениями. И я замечаю, что некоторые люди не только стремятся использовать свое время на телевидении, но постоянно перебивают других людей, отнимая их время,— иногда криками «Нет! Нет! Нет!» или «Бред собачий!».

Дело не просто в противопоставлении «либералов» «консерваторам», а в отношениях между теми, кто верит в свободу, и теми, кто хочет свободы только для себя, но не для других.

Есть люди, которые не удовлетворяются собственной свободой верить или не верить по своему усмотрению — они хотят добиться того, чтобы в то же самое верили другие люди и дети других людей. -

В последние годы действия правительства оказали на печать «леденящее воздействие». Но если кто-то думает, что пресмыкательство поможет, ему достаточно взглянуть лишь на то, как усилились нападки на наши свободы. Нам нужна не просто оборона, а энергичное наступление. Я разделяю чувства генерала Джорджа Паттона, который во время войны сказал своим войскам: «Ваша задача не в том, чтобы умереть за свою родину; ваша задача — заставить мерзавца с другой стороны умереть за свою родину». Когда правительственные чиновники ограничат основные свободы, наша задача будет состоять в том, чтобы вышвырнуть их с занимаемых постов.

Статья публикуется с небольшими сокращениями.

Крокодил 1987 №12(1438) О тех, кто стремиться ограничить основные права
Крокодил 1987 №12(1438) О тех, кто стремиться ограничить основные права


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Нет, все-таки зря я согласилась взять эту книгу в Новогоднем флешмобе. Год подходит к концу, и пора расчитываться с долгами. А эта книга как раз в долгах. "Книга-сенсация" - так о ней громко было заявлено в аннотации. Да и отзывы о книге слышала хорошее. Да еще тот момент, что мне её ...
"Деловой Петербург" обобщил признаки выхода России из кризиса. Положительные ...
Главное: легкость в мыслях необыкновенная /Гоголь о характере Хлестакова/ ЕСПРЕССО , обсуждаются различные аспекты проблемы возвращения Донбасса. Последним пунктом: что мы будем делать, когда Донбасс станет украинским. Слово берет историк и политолог Александр Палий. Он говорит ...
Девчонки! Давайте в связи с праздником думать о хорошем! Вот например: В Китае повысился спрос на женские трупы! Повышенный спрос на недавно умерших женщин зафиксирован в китайских провинциях Шаньси и Шэньси, сообщает Мignews.com. Эксперты отмечают, что в 2011 году жители этих регионов ...
Есть такой небезинтеренсый сериал (и серия книг) "Пространство" (уже 4 сезона по ТВ, а книг больше раза в два). В нем да, фигурировали русские, но весьма опосредствованно, в качестве одной из стран, колонизировавших Марс (на корабле главгероев и других звездолетов марсианского флота ...