Кризис добродетели.

топ 100 блогов pustyrnick05.07.2013 - Между добродетелью и пороком пролегает широкая, удобная и приспособленная для счастья нейтральная полоса компромиссов... - эту очевидность произнесла одна из героинь Л.Захер-Мазоха в романе, действие которого разворачивается на излёте XIX века. Собственно говоря, эта максима была актуальна и широко распространена на бытовом уровне в течение многих столетий, на протяжении которых формировалась и развивалась мировая культура.

Были нюансы, и существенные, но реальной системной практики исключительно добродетельной либо исключительно порочной жизни не было ни у одного общества нынешней цивилизации. При этом почти всегда имело место твёрдое общественное представление о добродетелях, добродетельной жизни и добродетельном образе мыслей. Добродетель была официальным общественным приоритетом, что признавалось, в основном, даже самыми отпетыми злодеями, при самых тиранических и кровавых режимах.

В наши дни само представление о добродетели отступило в тень. Добродетель не в фокусе. Полоса компромиссов, о которой говорила героиня Мазоха, пролегает теперь почти исключительно в поле порока. Вокруг пороков, в их классическом понимании, ведутся непрекращающиеся войны во имя толерантности, либо во имя нравственности. Вне зависимости от того, принимается или отрицается массами тот или иной порок - он всегда остаётся в центре внимания, и ни при каких обстоятельствах не покидает базовой "обоймы" общественного сознания. Но я не припомню ни одного широкого обсуждения вокруг добродетели или добродетельной жизни. Кажется, что свобода (личности, например), часто позиционируемая как исключительное благо, оставляет добродетель невостребованной.

Часто приходится слышать о действиях предпринимаемых во имя нравственности. Но сам характер предпринимаемых действий придаёт "нравственности" контекст отрицания. Нравственность нужна, чтобы по телевизору не показывали половой акт, а не сама по себе. Призывы к нравственности звучат теперь почти так же гротескно, как в XVIII веке звучали восклицания персонажей сиятельного маркиза "как прекрасно творить злодеяния!" Добродетели, безотносительно их "школы", эпохи - сделались прихотливой архаикой. Их не то, чтобы больше никто не воспринимает всерьёз, о них не вспоминают.

Для того, чтобы слыть хорошим человеком, сегодня достаточно не нарушать закон и не быть чересчур конфликтным в ближнем окружении. Добродетели от свободной личности потребовать некому, ибо добродетель не приложима к большинству возможных частных жизненных обстоятельств. И даже если приложима, то в порядке приятной причуды характера, особенности личности. Большинство правильных поступков рациональны, рационален даже альтруизм. Каким-то образом благодеяние вдруг сделалось возможным вне идеи служения высшим целям, каковы бы они ни были. Мы можем наблюдать даже не закат добродетели. Сегодня мы даже не спрашиваем о ней...

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Выключил через шесть минут. Засёк по таймеру. Количество хуйни, увиденное мной за это время мой бедный мозг не принял. Вернёмся к Франции 1960-1980-х ...
А любопытно. Надо бы посмотреть. "В Китае в прокат попал фильм «Трилогия о богах. Часть 1». И китайские продюсеры успели схватиться за сердце и все прочие важные места, так как стартовал фильм посредственно. Но по ходу уик-энда все-таки стал набирать ход и за три дня собрал 56 млн. А ...
...
...
- Президент Татарстана Рустам Минниханов наградил медалью «За доблестный труд» инспектора ГИБДД Марселя Бадуртдинова, который в центре Казани задержал военного следователя за рулем автомобиля. Лейтенант полиции получил награду в рамках торжественного мероприятия, посвященного ...