Кризис добродетели.
pustyrnick — 05.07.2013 - Между добродетелью и пороком пролегает широкая, удобная и приспособленная для счастья нейтральная полоса компромиссов... - эту очевидность произнесла одна из героинь Л.Захер-Мазоха в романе, действие которого разворачивается на излёте XIX века. Собственно говоря, эта максима была актуальна и широко распространена на бытовом уровне в течение многих столетий, на протяжении которых формировалась и развивалась мировая культура.Были нюансы, и существенные, но реальной системной практики исключительно добродетельной либо исключительно порочной жизни не было ни у одного общества нынешней цивилизации. При этом почти всегда имело место твёрдое общественное представление о добродетелях, добродетельной жизни и добродетельном образе мыслей. Добродетель была официальным общественным приоритетом, что признавалось, в основном, даже самыми отпетыми злодеями, при самых тиранических и кровавых режимах.
В наши дни само представление о добродетели отступило в тень. Добродетель не в фокусе. Полоса компромиссов, о которой говорила героиня Мазоха, пролегает теперь почти исключительно в поле порока. Вокруг пороков, в их классическом понимании, ведутся непрекращающиеся войны во имя толерантности, либо во имя нравственности. Вне зависимости от того, принимается или отрицается массами тот или иной порок - он всегда остаётся в центре внимания, и ни при каких обстоятельствах не покидает базовой "обоймы" общественного сознания. Но я не припомню ни одного широкого обсуждения вокруг добродетели или добродетельной жизни. Кажется, что свобода (личности, например), часто позиционируемая как исключительное благо, оставляет добродетель невостребованной.
Часто приходится слышать о действиях предпринимаемых во имя нравственности. Но сам характер предпринимаемых действий придаёт "нравственности" контекст отрицания. Нравственность нужна, чтобы по телевизору не показывали половой акт, а не сама по себе. Призывы к нравственности звучат теперь почти так же гротескно, как в XVIII веке звучали восклицания персонажей сиятельного маркиза "как прекрасно творить злодеяния!" Добродетели, безотносительно их "школы", эпохи - сделались прихотливой архаикой. Их не то, чтобы больше никто не воспринимает всерьёз, о них не вспоминают.
Для того, чтобы слыть хорошим человеком, сегодня достаточно не нарушать закон и не быть чересчур конфликтным в ближнем окружении. Добродетели от свободной личности потребовать некому, ибо добродетель не приложима к большинству возможных частных жизненных обстоятельств. И даже если приложима, то в порядке приятной причуды характера, особенности личности. Большинство правильных поступков рациональны, рационален даже альтруизм. Каким-то образом благодеяние вдруг сделалось возможным вне идеи служения высшим целям, каковы бы они ни были. Мы можем наблюдать даже не закат добродетели. Сегодня мы даже не спрашиваем о ней...
|
</> |