Главная пластинка Советского Союза.
pustyrnick — 03.07.2013 Когда моей дочери было года четыре, она как-то устроила мне суровейший музыкальный квест, требуя включить песню про кузнеца. Я перебрал в уме все знакомые русские народные песни, потом стал вспоминать разных старинных цыган, таких как Володя Поляков или Алёша Димитриевич, потом заподозрил, что это, может быть, какие-то невнимательно мною прослушанные "Шмели" или Рада, или, чего доброго, "Аквариум"... Всё было тщетно. Дитя хотело песни про кузнеца и её не было у меня. Наконец,отчаявшись, предлагаю:- Ну, ты вспомни хоть, какие там ещё были слова!
- Кузнец Бальзак.
Как всегда, самое очевидно решение осталось за кадром. Ну каких ещё "Шмелей" могла требовать маленькая девочка, если она уже услышала мечтательную пластинку Тухманова "По волне моей памяти"? Мой собственный путь к этому опусу был труден и занял не один десяток лет. Сначала родная тётка в студенческие годы истязала номером "Из вагантов", который в студенческих общагах тех лет звучал из каждой форточки. Я даже был уверен, что это типа такой студенческий комсомольский гимн, вроде "Гаудеамуса".
Потом, уже в рок-н-ролльные времена знакомая постарше попросила меня достать эту пластинку. Было любопытно, потому что барышня фанатела от старого Genesis и Рика Уэйкмана. И как только я завёл для неё этот скрипучий винил, она начала рыдать в голос и прорыдала таким манером минут пятнадцать. Потрясённый, начал вслушиваться. Ничего особенного, такой недо-прог в советском прочтении с массой неуловимых цитат и ощущением, что всё это я уже раньше слышал вот там, там и там. К тому же голоса, исполняющие все эти песни показались невероятно противными, БАМовскими...
Но мне сказали: да там же такие стихи! Ну вот, говорю, такие стихи испортили. И так прошло ещё года два. А потом как-то, наверное, поставил плиту под иголку в дождливый полдень и зацепило, как приезд старого доброго друга. Сначала финальный Мицкевич, потом Шелли, звучащий словно анрелизед с Goodbye Yellow Brick Road, а потом и всё остальное. Даже смешное комсомольское пение вдруг обрело какую-то особую проникновенность... Что ни говори, а значение этой пластинки для советской поп-музыки невозможно переоценить. Ведь были же и потом концептуальные сюиты на стихи известных поэтов (Градский там и всё такое), была пластинка-предшественница и у самого Тухманова. Но резонанс с "Волной" не сравнить, конечно.
Некоторое время назад у меня здесь был пост о невольных попутчиках в культуре, которых порой не хотел бы, а приходится знать и сосуществовать с ними на протяжении многих лет. Пластинка "По волне моей памяти" из того же ряда. Не знать её невозможно, но кроме того, эту музыку можно со спокойной совестью полюбить. Не знаю, почему.
|
</> |