Кристобаль Баленсиага - архитектор высокой моды.
intrusa00 — 16.08.2010В Музее Изобразительного Искусства Бильбао проходит выставка самого знаменитого испанского дизайнера haute couture - Cristobal Balenciaga.
Естественно, такое событие я пропустить не могла, и в воскресенье посетила выставку, а заодно и музей.
Кристобаль Баленсиага Эйсагирре родился в 1895 году в небольшом посёлке Гетария, недалеко от Сан Себастьяна (Страна Басков). Отец его был рыбаком, а мать швеёй. Семья жила бедно и летом, когда в Гетарию приезжала отдыхать маркиза Де Каса Торрес, мать Кристобаля подрабатывала, выполняя мелкие заказы аристократки.
Маленький Кристобаль мечтал стать портным и, в свободное время, рисовал платья, которые приходили ему в голову.
Также, он старался перенять от матери все возможные навыки.
Когда мальчику было 13 лет, маркиза Де Каса Торрес бросила ему вызов - дала один из самых сложных своих нарядов и кусок ткани, приказав скопировать платье. Результат настолько потряс благородную даму, что она оплатила Кристобалю обучение в Париже и вообще стала всячески помогать.
Баленсиага открыл своё первое ателье в Сан Себастьяне в 1913 году.
Затем появились магазины в Мадриде и Барселоне. Когда в Испании началсь гражданская война, Баленсиага переехал в Париж.
Он открыл свой магазин в Париже, на проспекте George V в августе 1937 года.
Испанская Королевская семья, Бельгийская Королева Фабиола, герцогиня Кадис, многие другие аристократы, Марлен Дитрих, Грета Гарбо и крупные американские магнаты одевались у него, ибо наряду с Коко Шанель и Диором, он был законодателем мировой моды, с той разницей, что сам шил практические все свои творения, вплоть до мельчайших деталей. Баленсиага был великим портным.
Коко Шанель говорила - "Он единственный из всех нас, кого можно считать истинным 'couturier' "
Andr? Courr?ges, Emanuel Ungaro и Hubert de Givenchy , ставшие впоследствии известными дизайнерами, учились и работали у Баленсиаги.
Hubert de Givenchy рассказывал, что Баленсиага никогда не доверял никому выбор пуговиц, ни подкладок, ни вообще никаких деталей своих нарядов. Он всё контролировал сам.
По словам Эммануэля Унгаро, однажды, за одну ночь перед показом, Баленсиага вручил ему выкройки и велел к утру сшить по ним платье, ибо не был доволен уже готовым. Унгаро был счастлив, поскольку это был знак величайшего доверия со стороны мастера.
Кристобаль Баленсиага всегда шёл чуть впереди своего времени. Его девизом было удобство женщины, сохраняя каноны элегантности. Говорили, что его видение женщины было немного восточным, японским. Свободные линии и явное подчёркивание затылка - сильного эротического элемента на Востоке, а также изобретение туники, поддерживают подобное мнение.
Чистота линий, идельно подогнанные части костюма и свобода движения сочетались в его дизайнах.
Когда женщина не была уверена в успехе ужина, коктейля или праздненства, ей говорили "Надень что-то от Баленсиаги и будет достаточно просто присутствовать"
Фотографировать на выставке конечно было нельзя, но я всё-таки успела кое-что:
Здание музея
И начало экспозиции:
А это некоторые представленные экспонаты (фотки нагуглила), всего их 35. Платья принадлежат Правительству Страны Басков, Фонду Баленсиага и некоторым частным коллекциям.
Больше всего меня потрясло КАК всё это сшито. Юбер Де Живанши рассказывал в интервью, что Баленсиага был помешан на рукавах и плечах - они должны были сидеть идеально. Он отпарывал рукава и пришивал их снова и снова.
Дизайны смотрятся очень простыми, но КАК это должно было сидеть!
Сам Баленсиага никогда не дал ни одного интервью прессе. Он вообще был очень скромным и довольно замкнутым человеком.
Одной из последних его работ стало создание формы для стюардесс Air France. Знаменательно, что это его ЕДИНСТВЕННАЯ массовая работа.
С возникновением pr?t-?-porter, он закрыл свои ателье и ушёл на отдых. Живанши рассказывал, что Баленсиага передал ему список своих самых важных клиенток со словами "теперь их должен будешь обслуживать ты", а ещё сказал "если бы я был помоложе, наверное я смог бы делать замечательный pr?t-?-porter, но я уже не молод".
У нас тут всё время идут разговоры о создании музея Баленсиаги, но никак не придут к соглашению кто это должен финансировать.
Кристобаль Баленсиага мог создать платье из куска ткани в кратчайший промежуток времени, почти без булавок и швов, настолько потрясающей была его способность создавать формы и объёмы, почти архитектурное видение одежды. А ещё, как неоднократно рассказывала Марлен Дитрих, он мог сшить платье для клиентки практически без примерок.
Творения Баленсиаги выставляются по всему миру и, не смотря на почти 40 лет, прошедших со дня его смерти, чистые и безмерно элегантные линии его нарядов продолжают восхищать профессионалов и обывателей.