Крым – не Россия
mike67 — 17.03.2014 Теги: Путин Очевидная многим максима, что Крым – это Россия, основана на ошибочном мнении о том, что сама Россия – это Россия. Граждане РФ не могут понять, что их страна – не Российская империя и не СССР, а лишь часть этих государств, при том что Украина – другая часть. Если же обратиться ко времени, когда существовали и УССР и РСФСР, то Крым был украинским дольше и что важно – позже, чем российским.Почему среднестатистический гражданин России не понимает такие простые вещи? Почему взрослые люди с высшим образованием видят в культурной близости Крыма к России юридическую санкцию на аннексию частей чужого государства? Почему, когда украинцы срывают голос, крича сквозь DDoS-пургу, что у них бандеровцев не больше, чем в России скинхедов, братья-россияне упорото бормочут: "мы вас спасем, спасем, даже если вы не хотите"?
Две мамы
Примечательно, что в российской консервативной риторике сейчас стал очень популярен категорически противопоказанный консерваторам мотив относительности любых представлений о добре и зле. У киевлян свой майдан, у донецких – свой, говорит сегодняшний российский консерватор, который еще вчера рычал и плевался, слыша от оппонентов, что истин много и у каждого своя правда. Почему российский консерватор столь нетверд в своих принципах? Потому что его консерватизм – это не убеждение, а поза, детское требование: "верните как было!", это потребительское отношение к действительности, отрицающее любую личную ответственность.
В конце февраля мне встретились два письма, похожих по формальному признаку и очень разных по содержанию.
Первое из Черкасс:
"Несмотря на то, что теперь все только начинается, что многие ссорятся, кто-то делит портфели, некоторые радикально настроенные крушат дома политиков, доллар стремительно растет - все это безусловно огорчает, но я другого не ждала - главное, что моя мама вчера сказала: в 57 лет я родилась как гражданка Украины. И так чувствуют ВСЕ, кого я встречала за эти дни. Люди изменились КАРДИНАЛЬНО. Это другая страна".
В другом речь о Крыме:
"Звонит мама из Ялты. Боялась брать трубку, думаю, наверное, плачет уже - дело войной пахнет... А она мне так радостно: ты слышала, что Путин войска вводит? Мы спасены! Тут я и опешила... Это моя мирная мама! Ялта и весь Крым, говорит, ликует! Вот так, ребята. К Путину, конечно, много вопросов, но нельзя оспорить то, что он патриот и своих на войне не бросает. Так искренне, как в Крыму, Россию не любят, наверное, нигде".
Две мамы, у каждой своя правда, но равнозначны ли эти правды? В черкасском письме говорится, что несмотря на крайне неуютное настоящее и проблематичное будущее (делят портфели, крушат дома политиков, доллар растет), появилась возможность участвовать в строительстве этого будущего, стать гражданином своей страны. Ялтинская же мама надеется на то, что Путин решит все ее проблемы. Возглас "Мы спасены!" – стал нынешним "нашим всем" вместо Пушкина. Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и возьмет под контроль газопровод в Херсонской области.
Мы спасены!
Из сетчатки глаза в мозг
лягушки идет не картинка как у человека, а идет местоположение
пищи, укрытия, препятствия и врага. Весь мир у нее распадается на
эти 4 понятия, поступающие сигналы делятся на четыре категории.
И.Н.Пигарёв, доктор биологических наук.
Главная особенность постсоветского и особенно российского человека
– несамостоятельность. Российский человек, глубоко убежденный, что
его все должны содержать, постоянно жалуется, что ему чего-то
недодали, что его обделили деньгами и хорошим отношением,
недокормили, недолюбили. Поэтому он так легко представляет себя в
кольце врагов, верит в мировую закулису, еврейский заговор, а
теперь еще и в притаившихся за каждым кустом бандеровцев.
Несамостоятельность россиянина делает его беспомощным и
беззащитным. Отсюда культ сильной руки, отсюда, в частности,
почтительное отношение одновременно к силовикам и бандитам.
Россиянин больше всего на свете хочет, чтобы у него отобрали
самостоятельность и вернули надежную защиту от внешнего мира.
Немецкий репортер "Шпигеля" в Крыму с удивлением пишет в твиттере:
"Сорри, но у меня такое впечатление, что большинство крымчан
думают, что вступают в Советский союз, а не в новую Россию". Так
оно и есть: крымчане, как и большинство россиян, застряли в
советском детстве и теперь кричат от ужаса: "Россия, спаси!", хотя
никто им не угрожает. Спасти их можно только от самих себя, от той
боязни самостоятельности, которую иногда называют обидным
словосочетанием "рабская психология".
Долгое время советские мальчики и девочки не понимали, что
происходит в их стране, почему вдруг меняется привычный уклад,
почему никто не придет и не починит поломавшееся, не сделает как
было. Шли годы, советские дети взрослели, толстели и лысели, но все
ждали, что появится добрый волшебник и скажет, что это был сон, что
сейчас они проснутся снова в стране, где не надо думать о будущем.
И когда появился Путин и сказал: "Люди! Вот вам стабильность,
олимпийский Мишка и собирание земель русских!", ему поверили
безоглядно, не задаваясь вопросом, как эти лозунги смогут улучшить
их жизнь, и чем придется расплачиваться за визуализацию своих
детских мечтаний. Обещанное настолько прямо и непосредственно
обращалось к подсознанию постсоветских людей, что их навыки
критической оценки происходящего, и без того недоразвитые,
полностью отключились. Увы! Советский человек мог запросто говорить
о Тарковском и Достоевском, но у него не было опыта самостоятельных
и ответственных поступков. Советский человек живет в таких мирах,
что и признаться неловко. Нигде нет такого количества
высокообразованных маргиналов, как у нас. Ни в какой другой стране
вы не сможете гарантировано набрать среди десятка выпускников
лучших вузов хотя бы по одному убежденному монархисту, нацисту,
сталинисту, стороннику "Домостроя", отрицателю Холокоста и т.п. Да,
среди интеллектуалов встречаются люди со странноватыми взглядами
(Ноам Хомский или покойный Бобби Фишер ничуть не менее сумасшедшие,
чем Кургинян или "Онотоле" Вассерман), но на Западе такие люди
остаются маргиналами, а у нас формируют мейнстрим.
Ольшанский, Дугин, Максим Соколов, Константин Крылов, Холмогоров,
Галковский, Лимонов и многие другие – это интереснейшие публицисты,
но все они – своего рода приправа, острый перец. Современная
русская мысль почти полностью состоит из специй при отсутствии
основного блюда. Верить в съедобность этого продукта могут только
дети, приготовляющие пирожки из песка. Но ведь играют. Вся наша
постсоветская жизнь – одна затянувшаяся игра. А наиграются в нее
или доиграются – скоро выяснится. Надеюсь, что скоро – сколько
можно ждать.
|
</> |