Крейсер "Северная Каролина", взгляд изнутри и снаружи.
m_ryabinin — 15.05.2012 Помните песенку из далекого детства: "Что тебе снится, крейсер "Аврора"? Когда глаза горели при виде танков, военных кораблей и самолетов, и отчетливо чувствовалась досада, что все войны и геройские подвиги прошли мимо нас, а нам остается только листать историю и видеть сны о дальних походах...Служитель музея линкора "Северная Каролина" поинтересовался откуда я... Из России? - удивилась она. Да, - ничуть не смутившись ответил я и добавил, - я шпион и хочу непременно сфотографировать все. На этом и порешили, и я отправился осматривать боевой крейсер во всех его видах, куда только было разрешено засунуть свой любопытный нос.
Линкор сошел со стапелей в 1937 году, когда Гитлер строил планы на Вторую Мировую Войну и кораблю довелось участвовать не в одном десятке боевых сражений. Рассчитанный на 1800 человек экипажа, во время войны корабль нес на своем борту до 2300 человек, в зависимости от выполняемых целей, а длинна его палубы равна длине 2,5 футбольных полей. Максимальная скорость судна составляет 28 узлов, а вырабатываемая мощность электрической установки в 8,4 мегаватт способна обеспечить небольшой городок, численностью 5-6 тыс. человек.
Линкор является авианесущим. Палуба не имеет взлетно-посадочной полосы, а в силу даты его строительства - не обладает вертолетной площадкой, т.к. вертолеты во время ВОВ практически не использовались. Гидросамолет опускался на поверхность воды специальным краном, откуда и взлетал. После посадки, таким же способом поднимался обратно на борт судна.
Главный калибр корабля - 16 дюймов (406 мм), в общей сложности 9 стволов, скомпонованных в трех орудийных башнях, по три в каждой.
На судне имеются две командные башни управления орудиями главного калибра и одна башня управления орудиями меньшего калибра, расположенными по бортам. Сама система снаряжения орудий ГК представляет собой сложную систему, в которой разобраться получится не сразу, но об этом чуть позже...
В 1960 году линейный корабль "Северная Каролина" вышел в "отставку", а в 1961 году, на средства жителей одноименного штата открыл свои двери для посетителей в качестве музея. Мне посчастливилось эксклюзивно обследовать открытые для просмотра части корабля, а значит я просто обязан показать их вам. Без туристов, без гидов, только с моими комментариями. А начнем мы с самой башни главного калибра.
В самой башне находятся несколько отсеков, в том числе снаряжение каждого ствола происходит отдельным расчетом, в отдельном отсеке башни. На фотографии выше основной отсек орудийной башни с встроенным перископом, представляющим мощнейший оптический прибор (размеры которого вы можете представить). "Окна" перископа выходят на обе стороны башни, как и более малые оптические устройства. Мне удалось посмотреть в видоискатель этого чудовища, но сделать снимок не представлялось возможным.
Заряжание орудия происходит вручную, с помощью механических приспособлений и выполняется, как я уже говорил, самостоятельным расчетом на каждое орудие.
Вы видите эти фигуры? Запомните это место, мы к нему обязательно вернемся из недр нижних палуб, как и к самим фигурам, а пока перенесемся в мирные помещения, обеспечивающие жизнедеятельность корабля.
А что является для солдата наиважнейшим? Правильно, столовая, совмещенная с кухней, что на языке "морских волков" зовется "камбузом". Для офицерского состава предусмотрена кают-компания, но она оказалась совершенно не интересной и говорить о ней я не стану, в отличие от столовой и камбуза.
Столы для приема пищи располагаются по обоим бортам, прилегая к расположенному между ними камбузу (кухне).
Кто служил в армии или был связан с предприятиями общественного питания знает, какого размера бывает "посуда" для приготовления пищи. Например в один из котлов могу поместиться я. Но я не вкусный и готовить из меня суп для военных моряков вряд ли имеет смысл.
Боевой корабль, это абсолютно автономное воинское подразделение, а особенностью кораблей Соединенных Штатов является, например, закусочная, в которой матросы могут приобрести "хот-дог" и пепси, или что-то еще из предлагаемого меню. Я не был на судах ВМФ России, но, думаю, там такой закусочной или солдатской чайной (по аналогии с сухопутными частями) нет. Поправьте, если я не прав. Прошу только заметить, что это боевой корабль времен Второй Мировой Войны!
Я не буду досаждать вам десятками фотографий различных приборов, датчиков и устройств, расположенных в отсеках корабля. Но для передачи атмосферы, несколько фотографий все-же будут.
На боевом корабле есть все службы жизнеобеспечения судна и экипажа, в том числе "коммунальные". Например, прачечная.
Или парикмахерская...
За культурный отдых личного состава отвечают библиотека и кинозал, в котором можно посмотреть фильм и перекусить приобретенным в "ларьке" хот-догом.
Не менее интересным, как мне показалось, является наличие на корабле целой почтовой службы со своим офисом, окном приема и выдачи корреспонденции, продажи марок и конвертов.
После приема пищи и чтения писем из дома, главным делом любого солдата и матроса, является здоровый сон. На корабле это происходит примерно так.
Я попробовал взгромоздиться на одну из кроватей и понял, почему я оказался в свое время в ВДВ, а не в ВМФ - мои ноги устойчиво легли на соседнюю койку, доставляя явные неудобства моему предполагаемому соседу.
Конечно, я не мог не посетить святая святых солдатского быта - уборную или клозет, или гальюн, как бы меня поправили бороздившие моря и океаны друзья.
Как вы понимаете, на судне не предусмотрено место для хранения биологических отходов. Поэтому по единому "конвейеру" все нечистоты отправляются прямо на корм рыбам... Слив происходит одним краном и морской водой, чтобы экономить запасы пресной.
Запасы пресной воды на судне большие, но ее экономия есть залог санитарии и благополучия всего экипажа. Об этом напоминают соответствующие надписи на душевой. Кстати, не во всех сухопутных частях России сегодня есть душевые кабины в подразделениях, да и горячая вода в общем (можете мне поверить, я говорю то, с чем знаком лично), так что в отношении гигиены можно сделать вывод.
Сами понимаете, по соображениям безопасности мальчишек и девчонок, которые будут читать этот пост, голые попки мы уберем за табличку. :)
Военное судно не оснащено кондиционерами и, даже, став музеем, не обрело этой системы комфорта, о чем предупреждают несколько надписей на входе. Вентиляция отсеков осуществляется частично силами штатной системы вентиляции, а частично установленными вентиляторами и вентиляторами с возможностью подогрева воздуха.
Если вы страдаете удушьями или боитесь замкнутых пространств, то этот музей вам стоит посещать только на страницах моего журнала. Даже, будучи абсолютно одним посетителем музея, я испытывал откровенную духоту и был готов раздеться, подражая военным морякам с экранов телевизоров, бегающих по нутру судна с голым торсом, обливаясь благородным трудовым потом.
Узкие проходы, низкие потолки, сложная система ориентирования в пространстве, заставляет задуматься, как быстро найдут здесь мое бездыханное тело, если что-то случится? Поэтому осторожность и еще раз осторожность! Если есть поручень, значит за него надо держаться, а не щеголять вальяжной походкой туриста.
Но, возвращаясь к описанию судна, стоит заметить, что на корабле предусмотрено множество ремонтных мастерских, от ремонта обуви, до ремонта механизмов и изготовления деталей из заменяющих. Это абсолютно справедливо, учитывая, что поломка может произойти вдали от дружественного порта, в открытом море или в условиях боевых действий, когда исправность каждой системы является залогом выполнения боевой задачи, да и условием существования корабля и его команды в целом.
Вы еще не устали? А я уже устал, но желание показать вам все, толкает меня вперед, точнее вниз и, помня о правилах безопасности, я спускаюсь все ниже и ниже, оказываясь уже ниже уровня воды или ватерлинии, как будет более правильно.
Вообще, бродя по кораблю, меня преследовало вязкое чувство, что я оказался на корабле-призраке, который по непонятным причинам покинула команда. Тихие поскрипывания металла, жужжание систем жизнеобеспечения и гулкое эхо моих шагов. Только это уже достойно отдельной записи, так как невозможно передать этих эмоций ни словами, ни фотографиями...
Иногда у меня были видения призраков исчезнувшего экипажа. Эти белесые создания все еще стояли у своих приборов, внимательно наблюдая за эфиром, всматриваясь в экраны радаров, вводя какие-то поправки и настройки, не обращая никакого внимания на одинокого посетителя, потревожившего их службу.
Помните эти фигуры в башне главного калибра? Да-да... это все те же признаки минувшего времени, которые разбавляли мое одиночество, которое окружало меня повсюду.
Если обратите внимание, то переборка между отсеками видоизменена и в ней вырезан часть стены, чтобы обеспечить сухопутным крысам, таким как я, возможность более комфортно передвигаться по судну, хотя и это было затруднительно.
Но, вернемся к орудийной башни главного калибра: Я все думал, сначала дать вам схему башни или оставить это на потом, но боюсь, что слишком запутаю вас, если не покажу ее устройство до того, как мы спустимся еще ниже, в самое сердце боевой мощи линкора.
А теперь будем постепенно опускаться на самое дно этого монстра.
Кстати, стоит заметить, что фотография выше, сделана в режиме HDR камеры Canon 5D Mark III, т.к. в помещении был слишком большой контраст, а использовать вспышку я посчитал кощунством.
О размере снаряда вы можете судить только потому, что в этом помещении я, будучи 192 см роста, стоял не пригибаясь под высотой потолков. И это только боевая часть снаряда - боеголовок, который... но об этом чуть позже.
Опускаемся еще ниже. Если посмотреть внимательно, лестница здесь не родная, как и само окно в полу. Все отсеки боевой части ГК изолированы друг от друга на случай возгорания, детонации, попадания снаряда противника и т.п. Передвижения между отсеками происходит по узкому тоннелю, в который я с трудом протиснусь даже без фотоаппарата.
А вот и сама поворотная часть башни, которая вращается внутри корпуса судна вместе с самой башней. Теперь вы оценили масштаб этого "айсберга", вершина которого ощетинилась стволами на верхней палубе?
Как я уже говорил, многое сделано для облегчения страданий "сухопутных крыс". Все эти защитные решетки на шахте, лесенки и большинство осветительных приборов являются не оригинальными и в боевом состоянии попросту отсутствовали.
С трудом протискиваюсь в соседние
отсеки. Здесь расположена система хранения и подачи наверх
пороховых зарядов, которые укладываются по несколько штук после
боеголовки, что было видно на одной из фотографий орудийной башни
внутри.
Каждый пороховой заряд подается по отдельности с помощью
специальных механизмов, чтобы обезопасить экипаж от возгораний и
детонации. А хранятся они в специальных контейнерах, заменивших
деревянные пороховые бочки средневековья.
Какая же армия без "зеленки" медпункта? Есть медицинский
отсек и на корабле. Больных или раненных членов команды осматривают
вот на таком столе.
Если требуется хирургическая помощь, то имеется и операционный
отсек.
А так живет дежурный офицер-медик...
Вообще, у меня огромное количество фотографий отсеков и, чтобы
разместить их в один пост, потребовалось бы несколько страниц. Если
вам интересны полноразмерные фотографии для печатного или
интернет-издания, свяжитесь со мной и мы обсудим порядок их
использования и передачи вам.
Есть на судне каюта капитана и высшего офицерского состава, но
снимать их мне показалось не интересным и скучным, нежели условия
быта и службы обычных матросов и старшин военно-морского флота США
и линкора "Северная Каролина", в боевой рубке которого я встал к
штурвалу.
Даже не будучи моряком, а тем более военным моряком ВМФ России или
ВМФ США, я премного благодарен людям, которые хранят этот корабль в
боеготовном сотоянии, не отправив его на металлолом или ржаветь на
"кладбище", позволяя прикоснуться к странице истории из
мальчишеской мечты, настоящему боевому кораблю.
Не просто прикоснуться, не пройтись по палубе, а на маленький
отрезок времени слиться с его корпусом, вдохнуть его воздух,
слиться с его душой, почувствовав какой-то заряд энергии; подумать
о тех, кто шел на нем в бой; услышать голос его переборок...
Помните я говорил о корабле, который в одно мгновение покинула
команда? Это ощущение не ужаса, это осознание того, что корабль,
словно живой, кажется, что в один момент в его отсеках забегают
матросы, корпус вздрогнет от мощных двигателей и подхватив марш
военного оркестра он отойдет от причала...
И я благодарен судьбе за то, что я смог почувствовать эту атмосферу
в одиночестве, не слыша причмокиваний заблудившихся туристов,
позволив себе затаив дыхание, пройти по настоящему, боевому
великану - линейному кораблю "Северная Каролина".
Все картинки можно кликнуть для просмотра в чуть большем
разрешении.
Я буду благодарен за комментарии, а также если вы расскажете своим
друзьям об этой интересной, на мой взгляд, записи в социальных
сетях.
Перепост возможен в полном виде с обязательным указанием источника
и активной ссылкой. Условия использования изображений в другом
виде, должны быть оговорены со мной.
P.S. Как верно заметил forrest66 "North Carolina" является не крейсером, а линейным кораблем. Но я не гуглил ничего перед написанием поста, т.к. это сбивает с настроения и мешает писать своими словами, соответственно не совсем был в теме наименований. Исправлено. )))
Оригинал поста размещен на сайте www.REPORTERPOST.ru