Краткая история Южной Африки до лорда Карнарвона
antinormanist — 14.08.2018К XVI веку юг Африки уже был заселён двумя большими группами населения. На западе региона, сосредоточенные в низовьях Оранжевой реки и на Капском полуострове, жили семейными кланами скотоводы койкойн, которых европейцы назовут готтентотами.
Земли восточнее Фишривер занимало многочисленное бантуязычное население, сочетавшее земледелие (главной культурой было сорго) и скотоводство. В более влажных прибрежных районах, ниже Большого Уступа, обитали кланы нгуни. На более сухом плоскогорье-вельде жили различные племена сото. Банту, которых европейцы назовут кафрами, уже дошли до стадии образования вождеств во главе с наследственными вождями.
Также в глухих районах продолжали обитать группы охотников и собирателей, прозванных европейцами бушменами.
В 1652 года голландская Ост-Индская компания основала на берегах Столовой бухты на Капском полуострове колонию как промежуточную остановку для своих кораблей по пути в Голландскую Ост-Индию (современная Индонезия).
Для снабжения моряков едой до 1707 года компания регулярно перевозила на Кап группы голландских и немецких крестьян, получавших по 20 акров земли. Привезли и 156 французских гугенотов, бежавших из Франции после отмены Нантского эдикта. Чиновники Ост-Индской кампании пренебрежительно называли этих фермеров, официально именовавшихся "свободными бюргерами", "деревенщиной" – бурами.
Средиземноморский климат благоприятствовал развитию сельского хозяйства, виноделия и скотоводства.
К началу XVIII века город у Столовой бухты, названный Капштадт, выглядел уже вполне настоящим городом с фортом, церковью, больницей, каменными домами. Колония постепенно росла, подчиняя и изгоняя соседние кланы готтентотов.
Больше половины её населения составляли рабы, как негры, так и уроженцы азиатских владений Нидерландов. Хотя никакого крупного плантационного хозяйства в Капе не возникло, большинство фермеров имели по 3-5 рабов и трудились на поле вместе с ними. Крупнейшим же рабовладельцем в Капе всегда оставалась сама Ост-Индская компания.
К концу XVIII века, после ряда войн с готтентотами на севере и коса на востоке Капская колония дошла до Оранжевой реки и Фишривер.
Патриархальное существование Капа было взорвано эпохой великих войн в Европе с революционной и наполеоновской Францией. Желая не допустить попадания стратегической точки на пути в Индию в руки французов после захвата ими Голландии, Британия в декабре 1795 года оккупировала Капскую колонию.
По Амьенскому миру 1803 года Британия вернула Кап Голландии (точнее, Батавской Республики). Но после того как в 1806-м Наполеон превратил Голландию в королевство со своим братом на троне, британцы снова захватили Кап. Окончательно статус Капа как британской колонии был подтверждён Венским конгрессом в 1814 году.
В отличие от прежней администрации голландской Ост-Индской кампании, британская колониальная администрация довольно активно вмешивалась во внутренние дела колонии, начиная с принятия в 1810 году "Готтентотского кодекса". Запрет телесных наказаний работников, обязательность письменных контрактов, переход с голландского на английский язык, грабительская денежная реформа, не менее грабительское раскулачивание, ну то есть отмена рабства, переименование вельдкорнетов в филдкорнетов и многое другое. Последней каплей стало провозглашения равенства всех обитателей колонии перед судом, независимо от цвета кожи. Более консервативные буры на востоке Капской колонии поняли, что дальше так жить нельзя и в 1834 году отправились в Великий Трек.
Тем временем, на востоке Южной Африки шли бурные процессы. К началу XIX века бантуязычное население успешно заполнило экологическую нишу, вспыхнули кровавые войны за воду и землю.
В этих войнах возвысился вождь небольшого племени нгуни, зулусов, Чака. Создав регулярную армию, усовершенствовав оружие и тактику, он смог построить первое в регионе "варварское королевство". Походы непобедимого воинства Чаки привели к великому переселению народов Юго-Восточной Африки, обычно именуемому Мфекане ("Рассеяние"). Многие регионы обезлюдили из-за постоянных войн.
Именно в такое время в этих краях и появились ушедшие в трек буры. Они перевалили Драконовы горы и после ряда битв с зулусами основали на отвоёванных у них территориях Республику Наталия.
Британцы попытались с бурами бороться, последовала "нулевая" англо-бурская война, в ходе которой буры осаждали Дурбан, британцы аннексировали Наталь и на несколько лет колонию Оранжевой реки, буры ушли из Наталя на север, за Вааль. В итоге в 1852 и 1854 году Британия признала, на условии отказа от рабства, независимость Южноафриканской республики, обычно именуемой Трансваалем, и Оранжевого свободного государств.
Предоставленные сами себе, буры незамедлительно занялись междоусобицами и борьбой с африканскими соседями, под эти разборки как-то попал и знаменитый путешественник Дэвид Ливингстон. Африканеры успешно загнали тсвана в пустыню, ндебеле – в Зимбабве (ещё неизвестно, кому больше повезло, ибо место оказалось проклятое), басото в горы, на юге теснили зулусов. Только венда на севере смогли отбиться, с помощью мух цеце и комаров анофелий.
Одновременно британцам пришлось вести серию так называемых "Пограничных войн" на восточных границах Капской колонии, против различных кланов коса, в ходе которой британская армия впервые столкнулась с партизанской войной и использовала против неё тактику "выжженной земли".
В результате, после того, как у коса случился в 1856 году локальный апокалипсис с массовым забоем скота во исполнение пророчества о возвращении предков, британцы аннексировали земли западнее реки Кей (Сискей), на которых была образования новая колония Британская Кафрария.
После данных событий на какое-то время в Лондоне полностью утратили интерес к южноафриканским делам. Министр финансов Гладстон в 1855 году так подвёл итоги десятилетия войн на юге Африки: "Рассказы о нашей фронтирной политике на Капе и тех потерях, что принесла эта политика нашей стране, будут казаться нашим потомкам невероятными. Они сочтут вершиной экстравагантности, что наша страна устремилась на самый дальний край земли, чтобы найти средства и возможность растратить свои сокровища и жизни своих подданных без какой-либо вменяемой цели".
Южная Африка оставалась глухой сельскохозяйственной периферией, основным продуктами экспорта были слоновая кость и страусовые перья, также поставлялась шерсть и сахар. Чиновники колониального ведомства не раз величали Кап "самой бесполезной колонией Её Величества", добавляя, что только Наталь ещё более бесполезен во всей Империи.
Открытие в 1869 году Суэцкого канала, казалось бы, поставило крест и на стратегическом положении Капской колонии. Но в том же году севернее Оранжевой началась алмазная лихорадка. На юг Африки хлынули люди и деньги.
В 1871 году Британская Империя аннексировала территорию алмазных полей, создав колонию Западный Грикваленд. Южная Африка вступила в эру перемен.
|
</> |