рейтинг блогов

Краснокрылая химера

топ 100 блогов vikond6513.08.2022 Краснокрылая химера

Ровно 85 лет назад, 13 августа 1937 года, где-то над Северным Ледовитым океаном бесследно исчез гигантский четырехмоторный бомбардировщик ДБ-А с бортовым индексом Н-209, на котором экипаж под руководством героя Советского Союза Сигизмунда Леваневского пытался повторить чкаловский перелет через Северный полюс в США.

Но после того как 12 августа самолет удалился от берега, его больше никто не видел, а на следующий день прервалась радиосвязь. В последней радиограмме Леваневский сообщил об отказе одного из двигателей и очень тяжелых погодных условиях. А дальше - тишина... Все попытки вновь связаться с экипажем не дали результатов, равно как и крупномасштабная поисковая операция, в которой принимали участие советские и американские летчики. Судьба Леваневского и его спутников до сих пор остается загадкой.

А началась эта история 2 мая 1935 года, когда ДБ-А, спроектированный преподавателем военно-воздушной академии имени Жуковского Виктором Болховитиновым (отсюда буква "А" в индексе самолета, означающая "академия"), впервые поднялся в воздух.

Безусловно, это было выдающимся достижением советской авиационной индустрии. Самолетов, подобных ДБ-А, не имела на тот момент ни одна страна в мире, а первый прототип американской "летающей крепости" Boeing Model 229 впервые взлетел только через три месяца. ДБ-А установил четыре мировых рекорда дальности полета с различной полезной нагрузкой, а его тактико-технические характеристики внушали благоговение. Он мог поднимать пять тонн бомб и атаковать цели на дистанции более двух тысяч километров от места взлета.

Однако невольно возникает вопрос: а действительно ли был насущно необходим этот огромный, сложный и баснословно дорогой самолет для большой, но бедной страны, по которой совсем недавно прокатился жуткий голодомор с миллионами смертей, а подавляющее большинство населения никогда в жизни не видело ванны, унитаза, крана с горячей водой и батареи отопления?

Конечно, на это можно возразить, что империалистические хищники люто точили зубы на "первое в мире государство свободного труда", завидуя его процветанию, а потому ему была необходима для самозащиты мощная армия и не менее могучий воздушный флот. Однако дальний стратегический бомбардировщик, способный наносить удары в тысячах километров от своих границ, не очень-то похож на средство самозащиты, скорее - наоборот.

К тому же, в середине 1930-х годов СССР уже имел более 600 тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Во всех остальных странах, вместе взятых, не было такого количества аналогичных машин, а в абсолютном большинстве - вообще ни одной. И это для обороны? Разумеется, нет. СССР активно готовился не к оборонительной, а к наступательной войне "за освобождение трудящихся всего мира от гнета капитала". А если называть вещи своими именами, то - за мировое господство.

Однако не вышло, сил хватило только на отражение германской агрессии, причем - с колоссальными жертвами и активной поддержкой "прогнивших буржуазных режимов". Проект Всемирной Республики Советов так и остался утопией, обошедшейся российскому народу слишком дорого.

Между тем, история ДБ-А оказалась короткой. Исчезновение Н-209 серьезно подорвало его репутацию, а вскоре финальную точку в биографии машины поставил еще более продвинутый четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-7 (Пе-8), который приняли на вооружение и запустили в серийное производство взамен ТБ-3. "Академических" гигантов построили всего 12 штук и использовали только в качестве транспортников.
Краснокрылая химера
Реконструкция окраски самолета Леваневского. По другим данным, фюзеляж и мотогондолы этой машины были синими.

Краснокрылая химера
Последнее фото экипажа Леваневского на фоне ДБ-А незадолго до старта рокового перелета. Командир - третий слева, впрочем, это видно и без пояснений. У летчиков не принято фотографироваться перед полетом, но эта команда, очевидно, была не суеверной.

Краснокрылая химера
Н-209 выруливает на взлетную полосу.

Краснокрылая химера
Один из 12 серийных ДБ-А на лыжном шасси. В носу установлена башенная турель для пулемета ШКАС.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из воспоминаний Сергея Богаева Из воспоминаний Сергея Богаева. Часть 2 Из воспоминаний Сергея Богаева. Часть 3 Из воспоминаний Сергея Богаева. Часть 4 Из воспоминаний Сергея Богаева. Часть 5 Из воспоминаний Сергея Богаева. Часть 6 Ежедневно город Ленинград продолжал удивлять ...
Москва, Март 02 (Новый Регион, Екатерина Попова) – Сегодня первый и последний президент СССР Михаил Горбачев отмечает 80-летний юбилей. Торжества проходят с размахом. В Кремле Горбачеву вручили высшую награду России – орден Андрея Первозванного. ...
До окончания моего прибалтийского отпуска остается три с половиной дня. Я надеюсь, что мой воскресный рейс будет задержан не менее чем на час, как это происходило всю неделю с точно такими же рейсами, и тогда половина дня станет чуточку длиннее. Но счет уже идет на часы… Сказать, что я ...
Американский президент Джо #Байден заявил, что все американцы платят «путинский налог» на топливо и продукты питания. Сказал он это после публикации майских данных об инфляции, которая оказалась рекордной за более чем 40 лет. «Мы никогда не видели ничего подобного налогу Путина сразу ...
Праздники осенью. Сервировка.   Серия сообщений " Уютный дом-Интерьер-hand made ": Часть 1 - Из бисера и проволоки. Часть 2 - Окно и встроенная мебель ...