рейтинг блогов

Бочарик

топ 100 блогов vikond6513.08.2022 Бочарик gee_bee_model_r_super_sportster_by_emigepa-d4sutp4

Ровно 90 лет назад, 13 августа 1932 года, впервые поднялся в воздух гоночный самолет Грэнвил "Джи Би" R-1. Несмотря на забавный внешний вид, эта машинка оправдала свое назначение. Уже 3 сентября летчик Джеймс Дулиттл установил на ней мировой рекорд скорости для сухопутных самолетов, разогнавшись до 477 км/ч. Это было почти в полтора раза больше, чем у лучших тогдашних истребителей.

Такого результата удалось достичь, несмотря на применение звездообразного мотора с большим "лбом", неубирающееся шасси и крыло с расчалками, создававшими дополнительное аэродинамическое сопротивление. Разработчики "Джи Би" - братья Грэнвил сделали ставку на максимальное уменьшение размеров машины, фактически представлявшей собой хорошо закапотированный двигатель с крохотной кабинкой пилота и маленькими крылышками. Таким образом достигалось снижение сопротивления трения. Этому же способствовало тщательное выравнивание и полировка всех наружных поверхновтей. Кроме того, чем меньше конструкция, тем она легче при равной прочности.

Самолет с предельно коротким фюзеляжем и высокой нагрузкой на крыло получился неустойчивым и довольно опасным. Оба построенных экземпляра - R-1 и R-2 - разбились в 1933 году, похоронив под обломками своих пилотов. Однако их концепция, несомненно, оказала влияние на других разработчиков скоростных машин, в том числе - на Николая Поликарпова, который, как раз, в 1932 году нарисовал первые эскизы своего знаменитого истребителя И-16.

Некоторые авторы даже писали, что И-16 был чуть ли не копией "Джи Би", приспособленной под военное применение. Разумеется, далеко это не так, хотя, сходство прослеживается. Особенно оно заметно на ЦКБ-12 - первом прототипе "ишака", впервые взлетевшем 30 декабря 1933 года. Тот же максимально укороченный фюзеляж с маленькой закрытой кабиной и широким цилиндрическим капотом, обусловленным большим диаметром мотора (кстати, наверное, мало кто знает, что И-16 был самым коротким истребителем Второй мировой войны).

Правда, Поликарпов снабдил машину убирающимся шасси и значительно увеличил по сравнению с "Джи Би" крыло и оперение для обеспечения высокой маневренности и более-менее приемлемой для истребителя устойчивости. Тем не менее, за счет короткого плеча выноса рулевых поверхностей И-16 получился излишне "вертлявым" и сложным в управлении, из-за чего произошло множество аварий. Летчики шутили (или не совсем шутили), что тот, кто освоил И-16, в дальнейшем сможет безбоязненно летать на чем угодно.

В общем, нельзя сказать однозначно, было ли оправданным в боевой машине заимствование концепции гоночного "летающего бочонка". Думаю, споры на эту тему будут длиться вечно.

Бочарик 7e583cdcdc45de244b6c3082151d47d5
Предшественник "Джи Би" R-1 - самолет "Джи Би" модель Z, построенный в 1929 году и достигший скорости 435 км/ч.

Бочарик 66bb5cdf27b00ee335493d1a84a3898d
 R-1 в разрезе. Видно, что самолет имел смешанную конструкцию с деревянным крылом и оперением.

Бочарик SI-2003-3756p
Джеймс Дулиттл, установивший на "Джи Би" мировой рекорд скорости.

Бочарик 11054176704_5f70263897_b
Дулиттл вылезает из кабины "Джи Би" через откидную дверь в правом борту. В аварийной ситуации дверь сбрасывалась, но летчик Рассел Бордман, который разбился на этой машине, не успел воспользоваться парашютом.

Бочарик granville_p_45_by_mercenarygraphics-d35dmmx
ЦКБ-12 и американский истребитель Р-45, сделанный на базе "Джи Би". Впрочем, нижний рисунок является всего лишь фантазией художника, так как военных модификаций "Джи Би" никогда не существовало даже в проекте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы тоже считаете, что друг познаётся в беде? До недавнего времени я была в этом уверена. Но оказывается друг познаётся в радости. Я вдруг поняла, что для многих успех друга оказывается гораздо бОльшим испытанием, чем несчастье. Помочь в горе, в ...
источник ...
Вчера сподобился дойди до Сбера- закончился срок действия карты- и мне тут же один из заказчиков зряплату закинул строго на карту. заказчик же всегда прав- пришлось идти бепокоить сбер :) Пришел, вызвали к окошечку- выяснилось- что карты сбера с окончанием срока действия в 22 году- ...
... Николай Караченцов очень боялся высоты, и его долго уговаривали на съёмках фильма «Белые росы» (1983-й год) залезть в гнездо аиста. Залез-то он сам, а вот слезть уже не решился — пришлось его снимать при помощи пожарной лестницы... Спустя уже много лет после выхода фильма стало ...
  Когда я последний раз ходил на выборы уже и не вспомнить...А тут решил , пойду обязательно. Единственная проблема это попасть домой , потому как куда заведет дорога только логисту ведомо. Но с задачей справился и сделав небольшой крюк км в ...