рейтинг блогов

"КРАЖА": ПОЧТИ СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ

топ 100 блогов nikonova_alina21.09.2022
Постер к фильму
Постер к фильму "Кража. 1971

В 1971 году на телевизионные экраны нашей страны выходит двухсерийный фильм «Кража», снятый именно для телевидения. Фильм выпустила студия «Молдова-фильм», что было довольно показательно, поскольку только такие периферийные киностудии могли позволить себе всяческие вольности. В итоге был сделан очень неплохой психологический арт-триллер с участием самых ярких актеров того времени Эдуарда Марцевича, более известного по роли лорда Горинга в фильме «Идеальный муж» 1980 года (Алексей Буров, сотрудник музея), Ирины Азер, позднее сыгравшей подругу Геннадия Ляпишева Люську в фильме «Большая перемена» (Наташа), Николая Бурляева (Николай Ребров, сотрудник музея) и блистательного Олега Борисова (следователь Георгий Орефьев).

Гелий Рябов
Гелий Рябов

Сценарий написали Алексей Нагорный и Гелий Рябов (тот самый, кто первым нашел место захоронения царской семьи под Екатеринбургом), а режиссером выступил Александр Гордон, до того момента снявший несколько патриотических и остросюжетных фильмов, не получивших, впрочем, особой известности. Дополнительную стильность фильму придала песня на стихи Булата Окуджавы.

Панагия
Панагия "Знамение". Кадр из фильма "Кража"
Панагия
Панагия "Иоанн Предтеча — Ангел пустыни" в виде камеи на ониксе
Панагия
Панагия "Богоматерь Знамение" в оправе с бриллиантами

Сюжет фильма строится вокруг панагии 14 века «Знамение Пресвятой Богородицы», редчайшего и весьма дорогого произведения ювелирного искусства выполненного как камея на ониксе с бриллиантовой оправой. В принципе, это вполне реалистичный образец церковного декоративно-прикладного искусства, и в отечественных музеях можно найти подобные примеры, хотя панагия из фильма и является вымышленным шедевром. Герои фильма выясняют, что сама камея стоит 150 тысяч долларов, и столько же могла стоить бриллиантовая оправа, которая была утрачена.

История панагии из фильма достаточно драматична. Предполагается, что она принадлежала патриархам Московским и всея Руси Иоасафу, Никону и Филарету, затем хранилась в Патриаршей ризнице, откуда была похищена во время знаменитого ограбления, совершенного уголовниками в начале 1918 года (в фильме утверждается, что ограбление случилось в конце ноября 1917). Вероятно, грабители или последующие владельцы разделили саму панагию и ее оправу, так что герою фильма Алексею Бурову достался только оникс.

Вообще принадлежность панагии представляет собой довольно любопытный юридический казус, поскольку если она была украдена уже при советской власти, значит является государственным имуществом, и не может легально переходить от одного частного лица к другому. С другой стороны, возможно по таким преступлениям в том, советском, законодательстве существовал какой-то срок давности, по истечении которого произведение искусство уже могло считаться собственностью его фактического владельца. Либо панагия была на момент кражи церковным имуществом, и на этот счет в советском законодательстве также были оговорены какие-то особые условия. Во всяком случае, сценаристы несколько раз подчеркнули тот факт, что панагия принадлежит Бурову на законных основаниях.

Эдуард Марцевич в роли Бурова. Кадр из фильма
Эдуард Марцевич в роли Бурова. Кадр из фильма "Кража"

Итак, главный герой фильма, художник и сотрудник музея Алексей Буров, страстный коллекционер, приобрёл панагию легально (каким образом и у кого в фильме не уточняется), вроде бы не подозревая, что она является настолько ценной вещью музейного уровня. На самом деле это маловероятно. Если человек собирает церковные произведения искусства (а по сценарию у Бурова хранится приличная коллекция икон), и к тому же является профессионалом в области искусства (а он художник, реставратор и вообще сотрудник музея, которого к тому же пригласили в качестве эксперта в Англию), то он должен по крайней мере предполагать ее истинную ценность.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кража"

Еще одной натяжкой является тот факт, что Буров собирает не только иконы и произведения церковного декоративно-прикладного искусства, но также ордена, оружие и мелкую пластику восточного происхождения (его слабость – статуэтки будд). Как правило, коллекционер предпочитает специализироваться на чем-то одном, тем более, что особых денег у Бурова нет, и он умудряется покупать новые экспонаты в свою коллекцию на зарплату музейного работника. Его коллега (и соперник в любви к роковой красотке Наташе) Николай Ребров утверждает, что наиболее ценным в собрании Реброва является его коллекция орденов, а все остальное отнюдь не самого высокого уровня.

Эфес русской шпаги с огранкой
Эфес русской шпаги с огранкой "под бриллиант"

Именно поэтому Бурова заподозрили в краже ценной шпаги из музейного собрания. Кстати, кража произошла вполне в современном духе – смотритель отлучился из зала (по исключительно важному делу), а злоумышленник просто открыл витрину, которая не была подключена к сигнализации (надеялись на смотрителя), и достал то, что ему понравилось – шпагу 18 века с дамасским клинком, сделанным на заказ, и русским эфесом с алмазными гранями (стальные шарики, ограненные под бриллиант).

Олег Борисов в роли Орефьева. Кадр из фильма
Олег Борисов в роли Орефьева. Кадр из фильма "Кража"

Впоследствии шпагу действительно находят на чердаке дома, где живет Буров, а его панагия загадочным образом исчезает. С учетом того, что все эти события происходят перед поездкой Бурова в Англию, следователи начинают подозревать, что он сам инсценировал кражу панагии, чтобы вывести ее контрабандой за границу и там продать. Бурова арестовывают, поездка срывается, но проницательный полковник Орефьев не верит решению, лежащему на поверхности, и начинает раскручивать дело дальше.

Ирина Азер в роли Наташи. Кадр из фильма
Ирина Азер в роли Наташи. Кадр из фильма "Кража"

В конечном итоге, сыщик оказывается прав, и ему удается выйти на след настоящей и весьма опасной банды, занимающейся контрабандой ценностей и регулирующей их оборот на черном рынке. С учетом того, что действие происходит на рубеже 1960-х-70-х гг., можно даже поразиться тому, насколько профессионально была организована деятельность криминального сообщества. Бурова они обрабатывали несколько месяцев, с дальним прицелом подложили ему симпатичную девушку Наташу, которая во-первых, тянула с него деньги, а во-вторых держала преступников в курсе всех событий его жизни. С учетом того, что эту роль в фильме исполняла Ирина Азер, которая в то время была настоящим секс-символом отечественного кинематографа, то героя можно понять, когда от своей зануды-жены он стремиться при каждом удобном случае сбежать к роскошной любовнице.

Жена, между прочим, поступает тоже вполне в духе современных веяний, и когда за мужем приходит милиция, дает ложные показания против него, чтобы неверного уж точно закрыли и максимально надолго.

Есть в фильме и сотрудница музея, которая невольно (но мне кажется, что не так уж она была наивна, когда показывала фотографию панагии своему мужу-преступнику) дает бандитам наводку на панагию, уже после того, как проведена официальная экспертиза и установлено ее происхождение и стоимость.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кража"

Мне не удалось определить, где именно снимался фильм, некоторые виды, судя по всему соответствуют Москве, но вполне вероятно, что это был не единственный город, где работала съемочная группа. Можно предположить, что герои работают в музее, краеведческом, историческом или историко-архитектурном, основная экспозиция которого размещается в здании храма либо на территории монастыря. Впрочем, возможно дело в том, что Москва рубежа 1960-х-1970-х годов имела гораздо более провинциальный вид, чем тот, к которому мы привыкли сегодня.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Кража"

В финале зритель может насладиться погоней с участием двух волг по городским улицам без пробок и практически пустым пригородным дорогам. Можно сказать, что фильм кончается относительно благополучно – невиновность главного героя доказана, панагия осталась в стране, вся банда преступников задержана, а подлая жена Бурова погибла. Панагию как вещь государственного значения, скорее всего передадут в музей (хотя Буров и так обещал это сделать еще в начале фильма).

В целом фильм не кажется поверхностным и чисто развлекательным, хотя авторы и не обошлись без традиционных штампов в изображении сотрудников правоохранительных органов и особенно криминальной среды, но тем не менее в нем выстроен довольно выразительный и лаконичный зрительный ряд, в котором нет лишних и случайных кадров, действие развивается очень динамично, игра актеров исключительно профессиональна. Очень любопытно представлен мир художников, коллекционеров, музейных сотрудников, то есть тот мир, который был совершенно неизвестен большей части телезрителей того времени. Но меня больше всего поражает, насколько современным кажется сюжет, которому уже почти полвека. Все эти игры с любовницами, подставами, мстительными женами и всепоглощающим желанием обогащения, кажутся действительно историей из нашей сегодняшней жизни, а вовсе не ретроспективой благословенной эпохи застоя.

P.S. Мне не удалось выяснить, использовали ли авторы сценария какие-то конкретные уголовные дела для создания сюжета, но исходя из того, что Гелий Рябов был человеком, приближенным к определённым (и довольно высоким) кругам в правоохранительных органах, можно предположить, что история, положенная в основу сценария, была достаточно реалистична. К тому же в те времена антиквариатом занималась не милиция, а КГБ, и многие их дела по-прежнему остаются засекреченными.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет! Уже как 1,5 года живу и работаю в Сингапуре. Делаю PR  Acronis в Азии. Решила, что буду переодически делиться разными наблюдениями. В Австралии высоко ценится информация в LinkedIn. Если вы даете комментарий от спикера, журналист обязательно проверит наличие вашей к ...
Оригинал взят у skif_tag в Ровно 31 год назад умер Брежнев. Уходила эпоха... (Дневник Генсека) Когда я учился в школе, то из года в год 1 апреля одноклассники встречали друг друга невероятной новостью: - Слышал, Брежнев умер?! Проще было поверить в испачканную мелом ...
Вчера в Барчике kremlin_curant опубликовал пост про обиженных русских. https://bar-chk.livejournal.com/7271740.html Вот какие русские обиженные на всех, а остальные, кто ...
Маркус совершил акт идеолого-политического протеста - напал на оставленный без присмотра учебник истории и выразил свое фу разделу "Образ царя в народном сознании". Теперь ...
    Сегодня, семьдесят  лет  назад  26  августа  1943  года  началась  наступательная  Черниговско-Припятская  операция  Центрального  фронта  во  главе  с  генералом  армии  Константином  Константиновичем  Рокоссовским. В  результате  этой  операции  войска  фронта  разгромили ...