Костюмы и прототипы фильма "Попрыгунья" (1955)
selyanka1 — 01.03.2024
Советский фильм "Попрыгунья" (1955 год) – тот редкий случай,
когда не хочется придираться к костюмам с исторической точки
зрения. На них хочется просто смотреть и любоваться.
Кадр из фильма "Попрыгунья". Ольга Ивановна
Дымова среди поклонников
А время поставим условно – последние годы XIX века. Именно
тогда вошли в широкую моду блузки. Их называли "английскими
блузками". Чаще всего они были белыми, шились из тонких тканей, и
под них надевали непрозрачные нижние кофточки.
Фильм "Попрыгунья". Доктор Осип Степанович Дымов
и Ольга Ивановна Дымова в белой блузке.
Но блузки могли быть и цветными.
Модные блузки на картинке из журнала мод 1898 года
В фильме превосходно передан дух эпохи. Сейчас уже разучились
так экранизировать классику, так тонко играть чеховских
героев.
Наверное, чтобы натурально сыграть интеллигента Дымова, нужно
самому быть интеллигентом. А где их в наши времена взять? Сыграть
того, кто ниже тебя по развитию, проще, чем сыграть того, кто тебя
превосходит. Ибо "выше головы не прыгнешь"…
А вы знаете, что у героев рассказа "Попрыгунья" есть
прототипы?
Ольга Дымова похожа на Софью Кувшинникову, хорошую знакомую Чехова.
Дымов – её муж. А художник Рябовский, которым увлеклась Ольга, –
знаменитый художник Левитан, друг писателя.
Чехов не хотел никого обидеть! Он изо всех сил старался
сделать героев непохожими на своих друзей. Но и Кувшинниковы, и
Левитан сразу узнали себя.
А самое ужасное – их узнали в героях многочисленные московские
знакомые!
Левитан глубоко оскорбился и три года не общался с Чеховым. Он
хотел вызвать писателя на дуэль, потому что считал поступок Чехова
предательством дружбы.
Ведь как получилось? Живут себе спокойно Кувшинниковы. Муж –
посредственный врач, жена – творческая натура. Ей около сорока, муж
намного старше (понятно - ему не до романтики). Софья Петровна
серьёзно занимается музыкой, пишет неплохие картины. Само собой, ей
интересные такие же люди, как она.
И вот, Чехов знакомит ее с 28-летним художником Левитаном.
Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой, 1888
год.

Валентин Серов. Портрет художника Левитана, 1893 год.
Между Софьей Петровной и Левитаном завязываются отношения,
несмотря на солидную разницу в возрасте. Они вместе путешествуют по
Волге, рисуют… Потом Левитан увлёкся другими дамами и расстался с
Софьей Петровной.
А. Степанов. Слева – И. Левитан и С. Кувшинникова на
прогулке в Плесе. Справа – И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах,
конец 1880-х гг.

Фильм "Попрыгунья". Художник Рябовский и Ольга Ивановна
Дымова.
Знал ли муж Кувшинниковой обо всем? Без сомнения. Но это не
мешало ему спокойно жить.
И вдруг выходит рассказ, где он сам показан в трагическом
свете, а его супруга – в карикатурном. И все начинают
интересоваться частной жизнью семьи!
Вот так иногда случается, когда писателю попадается интересный
сюжет из реальной жизни, и он пишет по нему рассказ. Изменяя сюжет
и прототипов так, чтобы произведение получилось, ярким, глубоким,
драматическим. Ведь Софья Петровна вовсе не была бессердечной
женщиной, заставлявшей мужа работать на износ, чтобы платить за
"подлые тряпки" жены. Напротив! Она была экономной, могла за
копейки и квартиру украсить, и смастерить шикарное платье из старых
лоскутков. Ну а Левитан совсем не походил на пошлого
Рябовского.
А фильм "Попрыгунья" прекрасен. "Попрыгунья", "Анна на
шее", "Дама с собачкой" – эти советские фильмы по рассказам Чехова
навсегда останутся лучшими.
Фильм "Попрыгунья". Ольга Ивановна Дымова с элегантной
причёской.
Фильм "Попрыгунья". Ольга Дымова с мужем и поклонниками.
Отсюда