Косим трын-траву

Только изначально умоляю, я тут не сторона в споре. Максимум сторонний, пусть и несколько заинтересованный наблюдатель, типа ленивого сонного акына, что вижу, о том пою.
Я тут только вчера сгоряча посетовал на слишком большое количество раввинов в Израиле. И немедленно Всевышний указал мне на мою неправоту. В затруднительной ситуации мне помог именно раввин, которому я сразу изначально хочу выразить глубочайшую благодарность. Однако по порядку.
Я читал Талмуд. Даже очень внимательно, но именно читал, а не изучал, такого желания как-то не возникло. А вот Тору, можно сказать, именно изучал, причем много лет и даже нельзя сказать, что закончил, это, знаете ли, такой, практически перманентный процесс. Естественно, не в дистиллированном виде, а как часть Ветхого завета. Но, несмотря на многочисленные казуистические попытки возражать, всё-таки считаю, что Тора и библейское Пятикнижие Моисеево идентичны, а остальное не очень интересная мне чистая схоластика.
Так вот. Я нигде в Торе не нашел даже намека на то, что правоверному иудею нельзя воевать. Более того, в моем понимании, защита своей земли, веры и своего народа всегда являлись как раз прямой святой обязанностью этих самых иудеев.
И при этом в Израиле есть довольно значительная часть населения, которые по-русски условно, но, тем не менее, достаточно устойчиво и определенно, именуется ультраортодоксами. И вот они как раз категорически не хотят служить в армии, при этом ссылаясь на то, что всю жизнь должны изучать эту самую Тору. И я никак не мог понять этого парадокса. Мне казалось, что это то же самое, как всю жизнь изучать армейский устав и наставления по стрелковому делу, категорически протестуя против того, чтобы даже прикасаться к автомату.
За жизнь я неоднократно делился этими сомнениями со многими раввинами, но никто толком не мог мне ничего объяснить, при этом в основном полностью соглашаясь со мной в смысле понимания положений Торы относительно обязанности иудеев защищаться с оружием в руках. И вот, наконец, нашелся один, который все-таки меня просветил и всё разложил по полочкам.
Оказалось, очень просто и нет никаких проблем и противоречий. Да, «харедим» считают, что иудей может и даже должен участвовать в войне. Но только оборонительной. (Опустим сейчас спорность этого момента в ситуации, когда завоевание Земли ханаанской можно выдать за оборону лишь при помощи уж очень изысканной хитрожопости, но разбор таких нюансов нас уведет слишком далеко). А ни одна война Израиля не может для них признаваться как оборонительная, поскольку они не признают само существование государства Израиль.
Опять же, опустим отличия причин этого непризнания от арабских и мусульманских оснований, какое значение в нем имеют пришествие Мошиаха и строительство Храма, а так же прочие подробности такого рода. Ну, не признают и не признают. В конце концов, здесь свободная страна, каждый имеет право сходить с ума как хочет, особенно, если не ведет себя слишком агрессивно (про агрессивность «харедим» снова не будем, по крайней мере лично я не жалуюсь).
Однако есть один любопытный момент. Государство не признают, но при этом на выборах не только голосуют, а и делают это неизмеримо более массово и организованно, чем кто-либо другой, особенно, чем полностью светские граждане. Налогов при этом не платят, поскольку просто не с чего, заработков-то нет, а вот всяческие льготы, субсидии, самого разного рода прямое финансирование от этого самого непризнаваемого государства не только получают, но и требуют всё больше и больше.
Совсем свежий и наглядный пример. Главный сефардский раввин заявил, что, если ультраортодоксов начнут призывать в армию, то все они просто купят билеты и уедут за границу. Опять-таки, ну, заявил и заявил, делов-то, мало ли кто что заявляет. Но прелесть в том, что Главный раввин, это не какое-то там теологическое наименование, а совершенно конкретная государственная должность в государстве Израиль. И этот человек получает заплату как госслужащий. Официально не объявляется какую, но общее мнение, что не меньшую, чем обычный министр. То есть, судя по всему, на мацу хватает.
Это как всё вообще, ребята? Даже тот раввин, который мне объяснил до того недоступную логику «харедим», не смог тут навести порядок в моих мозгах. Пришлось сделать самому последнее усилие, напрячься и попытаться самостоятельно справиться с когнитивным диссонансом. И самое удивительное, у меня получилось. Причем очень легко, просто оказалось достаточным вспомнить один старый анекдот.
Было организовано всемирное общество похуистов. И один любознательный юноша решил к ним присоединиться. Пришел к главе общества и спрашивает:
- А что, вам действительно всё похую?
- Да, отвечает глава, действительно всё.
- Абсолютно?
- Абсолютно.
- И деньги?
- Нет, деньги не похую.
- Неувязочка получается.
- А нам похую эта неувязочка.
И мир встал на место. Святая земля!
|
</> |