Конвергенция
catpad — 17.05.2024В свете последних презентаций GPT-4o и примерно того же от Гугла, становится всё более и более понятно, что LLM постепенно теряют смысл своего среднего L и становятся не просто языковыми моделями, а моделями мира. То есть, они становятся универсальными трансформерами по преобразованию потока токенов языка, аудио, видео, эмоций, элементов физического мира и действий в другой поток таких же токенов. Постепенно теряются различия между разными типами токенов: они просто сливаются в один поток, где каждый из контекстов (attention в их терминологии) может в равной мере влиять на любой другой.
Когда это слияние окончательно произойдёт (включая неограниченную память), тогда, я думаю, мы и получим настоящий AGI. И произойдёт это если не в этом, то, скорее всего, в следующем году.
Тут возникает два интересных этических вопроса (гораздо больше,
чем два, конечно, просто я сейчас подумал о двух).
Вопрос первый: можно ли считать этот AGI полноценной личностью? С
одной стороны вроде бы понятно, что это «философский зомби», то
есть не личность. С другой стороны — а кто поручится, что у этого
существа нет сознания и самосознания? На любой
контраргумент можно ответить довольно просто: а что, наш мозг разве
не делает того же самого? Ах, у нас чувства и эмоции! А разве
чувства и эмоции это не определённые состояния нейронов нашей
внутренней сети? Ну и так далее.
В-общем, это обычный философский вопрос, ответа на который не
существует.
И второй вопрос, довольно практический. И этот вопрос, скорее
всего, один из самых спорных и вызовет бурю эмоций.
Можно ли создавать дигитальные копии настоящих людей? Почти вся
технология для этого уже есть. Пусть пока это будет не физическое
воплощение (как в известном эпизоде Black Mirror), а просто копия
человека на экране.
Чтобы немного снять спорность и проблематичность вопроса,
возьмём кого-то сильно удалённого от нас по времени. Многие люди, я
уверен, хотели бы побеседовать с Пушкиным. Единственная проблема
здесь в том, что мы не можем воссоздать его голос и интонации, но в
остальном — что же нам помешает? Огромное количество текстов,
писем, да даже и фактов биографии позволяют натренировать сеть так,
что она будет имитировать пушкинские особенности речи, мысли, юмор,
ход мысли и поведение в тех или иных обстоятельствах.
Здесь опять можно возразить: но это же всё равно имитация.
И тут мы снова упираемся в философию. Перефразируем: если некто
реагирует как Пушкин, думает как Пушкин, разговаривает и шутит как
Пушкин — то кто это? Вот именно.
Так что же нам мешает воссоздать Пушкина, посмотреть на его реакции
на современный мир, а может даже попросить написать новые стихи?
Кроме этических проблем — ничего.
Хуже обстоит дело с современниками. (Я сейчас пущусь в сильно
спорное рассуждение — кому противно, не читайте).
Тысячи людей почувствовали огромную потерю после гибели Навального.
И вот тут, в отличие от Пушкина, у нас есть возможность воссоздать
его практически полную копию. У нас есть тысячи часов видео с ним.
Мы можем со стопроцентной точностью воссоздать все его интонации
(очень, кстати, характерные), выражения лица в самых разных
ситуациях, реакции на любые внешние обстоятельства и т. д. Есть
километры его текстов, шуток, идей и решений. Я думаю, дигитальный
Навальный на экране будет практически неотличим от настоящего.
Профанация ли это? В настоящее время, скорее всего, да.
Но кто поручится, что через 10-20 лет, когда технология достигнет
невероятных высот (а в этом нет никаких сомнений), мы не сможет
создавать точные копии людей, которые будут
настоящими личностями?
Насколько это правильно и хорошо, я не знаю. Но не могу однозначно
сказать, что это как-то совершенно ужасно и неприемлемо.
|
</> |