
Контакты высокого уровня

"...В Москве напоминают, что переговорный процесс по Афганистану принадлежит всему народу страны, в том числе талибам, так как они являются частью общества, заявил в понедельник спецпредставитель президента РФ, глава второго департамента Азии МИД России Замир Кабулов.
"Есть расхожее мнение, и западные наши коллеги очень любят ссылаться на так называемое Afghan owned и Afghan led process, то есть (мирный) процесс, принадлежащий и руководимый афганцами. Но не надо при этом забывать, что это не Afghan government led and owned process — не афганским правительством руководимый процесс, это всеафганский процесс. А талибы являются частью афганского общества. Поэтому процесс принадлежит всем афганцам, которые действительно хотят вести такие переговоры", — подчеркнул Кабулов на пресс-конференции в Москве..."

В целом подход к Талибану, как части афганского общества, разумен. Более того - Талибан является вполне классическим национально-освободительным движением, существенное отличие которого от привычных национально-освободительных движений 20 века заключается в его жесткой антисветской идеологии. Афганистан, по мнению талибов, должен быть клерикальным государством, Коран - его конституция. Во всем остальном принципиальных отличий в стратегических задачах Талибана от иных национально-освободительных движений, чьей целью также является строительство независимого национального государства, нет. А раз так - то к Талибану в полной мере относятся закрепленные в международных документах определения, согласно которым национально-освободительное движение - первичная форма будущего национального государства. Точно такое же палестинское движение Организация Освобождения Палестины как раз согласно этим нормам является легитимным субъектом международного права и даже представлено в ООН.
В этом смысле участие Талибана в любых переговорах по Афганистану логично, нелогично другое - статус движения, которое российским законодательством отнесено к террористическим организациям. Нужно определиться - либо Талибан полноценный участник внутриафганского урегулирования, либо - маргинальная террористическая группировка.
Еще один момент, который также необходимо учитывать - аналогичная ситуация в Сирии. Тем более важная для нас, что Россия ведет там войну. Среди оппонентов Асада есть точно такие же клерикальные движения, целью которых является строительство на территории Сирии шариатского государства. Мало того - часть этих группировок идеологически является точно такой же Аль-Кайедой, что и Талибан. Возникает вопрос - если на официальном уровне талибы признаются частью внутриафганского диалога, то на каких основаниях в этом же праве отказывают точно таким же сирийским группировкам?
Безусловно, существуют отличия в сирийской и афганской ситуации, нелепо проводить прямые аналогии. Однако подход и системность вынуждают применять прецедентность, как вполне допустимый метод решения похожих между собой проблем.
https://zen.yandex.ru/media/el_murid/kontakty-vysokogo-urovnia-5be95208deb5ae00aca06cf1?from=editor
|
</> |
