
Конспирология по Девятаеву...

Но дискуссия вокруг подвига Михаила Девятаева навела на одну крамольную мысль…
Везде подчеркивают в общем-то сильно нестандартную ситуацию с угоном самолета в том смысле, что Девятаев был летчиком-истребителем и летал на одномоторных самолетах (в последнее время в основном на У-2!). Угнать тяжелый двухмоторный «Хейнкель», да и просто поднять его в воздух – это где-то за гранью реального (под Сталинградом наши захватили несколько исправных "хейнкелей" – один удалось перегнать бывшему пилоту двухмоторного СБ, а другие перегоняли "трофейные" же летчики). Но в послужном списке Девятаева есть одна загадочная отметка – после ранения в 1941 г. его направили в разведуправление Генерального Штаба на «обучение». Причем, «проболтавшись» там где-то с год он просится на фронт от «ничегонеделания».
Тут надо сказать, что среди разведчастей, подчиненных генштабу, было одно забавное «хозяйство», летавшее на трофейной матчасти. Дело в том, что со «стратегической» авиаразведкой у нас в начале войны дела были не очень хороши: немцы господствовали в воздухе, а приличный дальний разведчик мог получиться только из Ил-4, который немецким истребителям сбить было не проблема. В результате возникла идея использовать в качестве разведчиков глубоко в тылу немцев трофейные самолеты. Причем достаточно забавные «трофейные» - несколько купленных машин перед войной – двухмоторные Ме-110, До-215 и чуть ли не трофей еще испанской войны Хе-111Б.

Ме-110 с красными звездами...
Позже к ним добавились уже настоящие трофеи – бомбардировщики Хе-111 и Ю-88. Определенную скрытность разведки обеспечивал характерный звук моторов немецких самолетов (будете на Параде победы, обратите внимание на сильно отличающийся звук некоторых «летательных аппаратов» – свистящий – Су-57 или низкочастотный звук винтов «Аллигатора» или Ту-95). Также Хе-111 использовались в 1943 г. в качестве буксировщиков планеров А-7 для доставки грузов партизанам в Прибалтику. Один якобы сбил известный финский ас Юутилайнен 20 октября 42-го. Интересно, что когда финны сбили такой же "подозрительный" Хе-111 в 1943 г. он таки оказался немецким и вез диверсионную группу под Архангельск (помните "А зори здесь тихие"? – вот из той же серии "тихой войны"), финны только "протормозили" с опознаванием.
Эта часть довольно активно использовалась в начале войны, но уже к 1943 г. было решено отказаться от использования трофейной техники – наши ПВОшники реагировали на «немцев» очень нервно и главное, очень метко. Уже проще и безопаснее было перевести дальнюю разведку таки на Ил-4, а потом на Ту-2 (как раз с 1943 г.). Этот момент как раз совпадает со временем, когда Девятаеву стало в разведке «очень скучно» (то есть практически перестал летать)…
«Пусть безумная идея, но не отвергайте с горяча» – есть вероятность, что Девятаев освоил Хе-111 отнюдь не в немецком плену, а там только «восстановил свои навыки»… Забавно, что в 1943 г. один трофейный Хе-111 облетывал Георгий Захаров – командир 303-й иад... под командованием которого Девятаев и вступил в бой над Минском в 1941 г.! (подбитый Хе-111 сел на "пустырь", по совместительству оказавшийся замаскированным аэродромом нашей истребительной авиации :-) Причем, учитывая специфичность разведки такого «высокого полета», об этом эпизоде своей боевой биографии Девятаеву было крайне не с руки говорить – у разведки слишком много «скелетов в шкафу» и порой там секретность «без срока давности»... Было бы очень интересно, если бы всплыли документы об этом моменте его службы
|
</> |
