Конец европейского благополучия
amfora — 06.09.2022 Экономическая санкционная война коллективного Запада против России положила конец былому европейскому благополучию. Сегодня это признают не только эксперты, но даже сами европейские политики, развязавшие войну.Европе уже прочат самую тяжелую зиму в новейшей истории, за все последние 70 лет, прошедшие со времен Второй мировой. И одной тяжелой зимой дело явно не ограничится.
При этом европейские политики, которые сами признают огромный ущерб, наносимый европейской экономике от собственных санкций и предупреждают европейцев о предстоящей тяжелой зиме, твердо намерены продолжать войну столько, сколько потребуется. То есть неопределенно долго.
Собственно это нежелание заканчивать войну несмотря на явный экономический ущерб, который терпит Европа и усиливающийся экономический кризис, обещающий превратиться сперва в рецессию, а затем и в полноценную депрессию, и является главной причиной того, что былому европейскому благополучию пришел конец.
Чисто технически все поставки газа и нефти можно вернуть на довоенный уровень если не в одночасье, то во всяком случае в течение нескольких месяцев. Все ресурсы, из-за дефицита которых сегодня страдает Европа, никуда не делись, они продолжают добываться. Месторождения не исчерпаны.
Северный поток 2 стоит в полной готовности к запуску, через него Европа может получать столько газа, сколько ей необходимо. Северный поток 1 тоже можно запустить на полную мощность, если отремонтировать все турбины и урегулировать все юридические вопросы их эксплуатации и обслуживания (читай снять санкции).
Экономический кризис в Европе носит не технический, не природный и даже не экономический характер, этот кризис носит политический характер, он вызван политически мотивированными решениями, принятыми Евросоюзом по указке из Вашингтона.
Европейские политики сами, своими собственными решениями положили конец европейскому благополучию.
Именно поэтому экономический кризис в Европе обещает стать очень затяжным и неопределенно глубоким. Потому что европейские политики под чутким руководством американских глобалистов сами, своими руками толкают Европу все дальше и дальше, заталкивают европейскую экономику все глубже и глубже, в самую "кроличью нору" этого кризиса. И конца-края их решимости не видать.
Поэтому когда закончится этот кризис и насколько в итоге снизится уровень жизни в Европе, насколько сократится европейская экономика в целом - сегодня можно только догадываться. Но то, что снижение будет очень существенным - уже очевидно.
Дна этого кризиса пока не видно даже приблизительно. Видна только пропасть, заполненная густым туманом войны. И насколько глубока эта пропасть - неизвестно.
Экономический спад в Европе только начинается.
Впереди зима, про которую уже сегодня многие эксперты и политики говорят, что она будет самой тяжелой в новейшей истории, самой сложной со времен Второй мировой.
И нет никаких гарантий, что вслед за тяжелой зимой 2022-2023 не последует целый ряд других, возможно еще более тяжелых зим.
Сокращение поставок российского газа на фоне роста спроса в зимний период может привести к остановке предприятий, которые являются потребителями газа. И не просто может - наверняка приведет.
Остановка предприятий запустит процесс деиндустриализации. Вслед за этим начнет расти безработица, сократятся доходы населения, снизится платежеспособность. Сократится вся европейская экономика.
В результате Европа не сможет покупать российский газ и другие ресурсы в прежних объемах уже не по политическим, а по экономическим причинам, из-за низкой платежеспособности собственного населения, из-за слабости собственной экономики.
Поэтому даже в случае отмены всех санкций (которое пока на уровне Евросоюза даже не обсуждается) моментального снижения цен и восстановления экономики к довоенному уровню не случится.
И прежних "довоенных" цен на газ и нефть скорее всего тоже не будет, во всяком случае в обозримой перспективе.
Чем дольше Европа продолжает санкционную войну - тем глубже она погружается в пучину вызванного войной кризиса и тем сложнее будет выходить из него.
Экономическая война - это не просто какое-то временное ограничение на объемы поставок российского газа и других ресурсов. Война это нечто большее.
Экономическая война - это разрыв прежних экономических отношений.
Но разрыв прежних отношений неизбежно приводит к возникновению новых.
Российский газ и другие ресурсы не накапливаются у европейского порога чтобы хлынуть в Европу как только закончится война. Они начинают распределяться по миру, поставляются в другие страны и регионы. И уже там вызывают экономический рост.
Пока Европа отказывается от российских ресурсов, они направляются в другие страны, в первую очередь в Индию и Китай. Кроме этого, растет потребление и переработка ресурсов на внутреннем российском рынке. Осуществляется внутренняя догазификация. Развиваются российские предприятия. Строятся новые.
Поэтому когда Европа снова захочет приобретать российские ресурсы в прежнем объеме, может оказаться, что на них уже есть другие покупатели. И Европе нужно будет перебить их цену чтобы получить тот или иной ресурс. А это по законам рынка опять же приведет к росту цен.
Поэтому прежних цен на газ наверное не будет уже никогда.
В результате может оказаться, что Европа, измотанная экономической войной и экономическим кризисом, не сможет платить те же деньги, которые смогут платить Индия и Китай с их двумя миллиардами населения и экономикой, которая все это время непрерывно росла.
И с отменой политически мотивированных санкций и окончанием экономической войны кризис в Европе скорее всего не закончится. Во всяком случае не закончится в одночасье. И какое-то время возможно даже будет усиливаться.
Начав экономическую войну против России, чьи ресурсы обеспечивали европейское благополучие на протяжении последних 50 лет, начиная еще с 70-х, когда СССР начал поставлять на Запад газ и нефть, Европа рискует сорваться в штопор, из которого будет очень сложно выйти.
О том, насколько сложно бывает выйти из экономического штопора и как далеко может зайти начатый разрыв прежних экономических связей, мы хорошо знаем по истории России и позднего СССР.
Начав Перестройку с казалось бы безобидной кооперации, которая по задумке должна была принести пользу и оживить экономику, страна быстро сорвалась в неуправляемый штопор разрушительных экономических реформ, которые сопровождались деиндустриализацией и обнищанием населения, и закончились полным переустройством всей экономики.
Европейский кризис, связанный с санкционной войной, пока не выглядит настолько опасным и разрушительным чтобы Евросоюз повторил историю СССР, а европейская экономика упала так же сильно как советская и российская в 90-е годы. Но это пока.
Все еще впереди.
В штопор легко сорваться и трудно из него выйти.
Ящик Пандоры легко открыть и трудно захлопнуть.
Если бы европейским политикам хватило разума и политической воли закончить экономическую войну с Россией сегодня - тогда Европа могла бы вернуться к былому благополучию, если не сразу, то во всяком случае в обозримой перспективе.
Однако мы видим, что европейские политики несмотря на все опасности экономической войны с Россией, несмотря на очевидные экономические потери, которые несет Европа, несмотря даже на протесты собственного населения, полны решимости продолжать и продолжать.
Нет даже намека на то, что Евросоюз желает отказаться от санкционной войны и вернуться к сотрудничеству с Россией в прежнем объеме.
Отдельные страны (например, Венгрия) и отдельные европейские политики пытаются выйти из экономической войны, но Евросоюз в целом и его главные игроки, Германия и Франция, а вместе с ними и Британия - даже не планируют останавливаться.
И что особенно важно - США не собираются останавливаться, а европейская политика находится в сильнейшей зависимости от американской, можно даже сказать в подчинении.
Поэтому вместо того чтобы попытаться выйти из конфликта и отыграть ситуацию назад, европейские политики убеждают европейцев, что надо реже мыться, плотнее закрывать окна, меньше пользоваться кондиционерами, посудомоечными машинами, отключают отопление в служебных помещениях и коридорах, придумывают множество других способов, как снизить потребление энергии и ресурсов.
Но все европейское благополучие последних 50 лет было основано как раз на постоянном росте потребления, на росте энерговооруженности европейской экономики, на росте потребления энергии - и совокупном, и в расчете на душу населения.
Сегодня европейские политики всеми силами пытаются развернуть тенденцию постоянного роста энергопотребления последних 50 лет. Но вместе с этим они разворачивают и тенденцию роста благополучия в Европе.
В современном мире все товары производятся с использованием машин и механизмов, потребляющих энергию. Все услуги оказываются с использованием техники и оборудования. И домашний уют тоже обеспечивается различной техникой, от пылесоса до холодильника, которые опять же потребляют электроэнергию. И отопление, и горячий душ, к чему все так привыкли за последние 50-100 лет. Все это энергия.
Благополучие в современном мире напрямую связано с потреблением энергии. Рост энергопотребления - рост благополучия. Сокращение энергопотребления - сокращение благополучия.
Выбрав путь сокращения энергопотребления, европейские политики выбрали путь сокращения благополучия.
Вопрос лишь в том, насколько далеко зайдет Европа по этому пути. Куда она откатится - в 80-е, в 60-е или вообще в 19-й век.
Насколько глубока окажется та пропасть в тумане войны, в которую шагнула Европа и даже падая продолжает верить, что поступила правильно. И намерена лететь дальше, размахивая руками в попытке то ли снизить скорость падения, то ли просто согреться. То ли сделать вид, что ее это забавляет.
Насколько глубока окажется кроличья нора, в которую падает европейская Алиса и какое зазеркалье откроется ей на дне, что там будет кроме многоразовой туалетной бумаги? Дровяные камины? Хворост-туры? Грелки? Общественные отапливаемые спальни? Великое переселение в теплые страны? Или что-то более чудесатое?
И насколько долгим будет это падение?
А главное - насколько долгим будет обратный путь к утраченному в антироссийском политическом угаре благополучию?
Вряд ли путь туда и обратно займет у Европы год-другой. Это путешествие минимум лет на десять. Но скорее всего на двадцать или тридцать, примерно как у России от начала Перестройки и до наших дней.
Конечно, когда-нибудь Европа все равно вернется к утраченному благополучию и может быть даже будет жить еще лучше, чем прежде, хотя бы потому что появятся совершенно новые технологии, в том числе и энергетические, например технологии термоядерного синтеза.
Но это будет нескоро.
Одно или даже два поколения сменятся, прежде чем Европа вернется хотя бы к "довоенному" благополучию и уровню жизни.
Поэтому для нынешнего поколения европейцев это действительно конец былого благополучия. А возможно и для следующего тоже.
|
</> |