Кому тут портить борозду?
novayagazeta — 18.09.2014На наш участок в день выборов пришли в основном старики. Да и тех было немного.
Я член участковой избирательной комиссии № 109 на Таганке с правом решающего голоса от партии «Справедливая Россия». Участок наш был оборудован недалеко от Театра на Таганке в казенном центре социального обслуживания (работа с пенсионерами, реабилитация инвалидов и многое другое). К семи я опоздал, но всю жизнь занимающиеся организацией мероприятий социальные работники ни в чьей помощи не нуждались. КОИБы, кабинки и все остальное было установлено, все бумаги разложены заранее, быстро, без пререканий и характерной для гражданских активистов ревнивой дележки обязанностей.
К обеду не было выдано и 5% бюллетеней. Низкая явка, которую вся комиссия предчувствовала заранее, стала фактом. О том, что судьба этих выборов решена до выборов, давно можно было понять и по следующим обстоятельствам.
Первое заседание нашей комиссии по подготовке прошлогодних выборов мэра состоялось за полгода до дня голосования, в августе мы собирались уже регулярно. На этот раз единственное собрание, утвердившее новых членов и их обязанности, состоялось за неделю до выборов. Новый председатель нашей УИК позвонил мне с предложением подежурить на участке за четыре дня до выборов.
В прошлом году Мосгоризбирком и транслировавшие его волнение ТИКи с августа регулярно спускали на нас инструкции, уточнения инструкций, рекомендации и грозные предупреждения. В этом году вплоть до закрытия участка догадаться, что выше нас есть еще кто-то живой, было невозможно.
Отсев любой конкуренции на выборах на этапе регистрации был дополнен дележом территорий между ключевыми фигурами правящей партии и ее сателлитов. Если в Басманном районе, где я живу, с каждого столба глядел ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, то на Таганке дома и заборы оклеили условным союзником из «Справедливой России» Ильей Свиридовым. Преимущество Свиридова в наружной рекламе было подавляющим, можно сказать, разгромным.
И вот в нашу УИК не спеша двинулись пенсионеры, все больше женщины. По моим подсчетам, их было около 80% от числа пришедших. Остальные — люди среднего возраста. Молодых, пришедших на выборы самостоятельно, не было. Ни одного. Буквально несколько молодых людей привели с собой старшие родственники — за компанию. А в прошлом году молодые приходили на участок влюбленными парами и дружными стаями, даже накануне закрытия, когда электрички привезли на вокзалы молодых дачников.
Так получилось, что кандидата от «Единой России» в наших бюллетенях не было. И чуть ли не каждая третья пенсионерка на это реагировала. Они водили пальцами по бюллетеням, переговаривались между собой, искали правящую партию, иногда спрашивали членов УИК, куда делась замена КПСС, за которую привыкли голосовать, реже возмущались вслух.
Но даже и таких граждан до обеда почти не было. Члены УИК сидели в гнетущем одиночестве. Около часу дня, не выдержав испытания, сидевший на выдаче мужчина уснул, уронив чело прямо на книгу учета и стопку бюллетеней. Четверть часа деликатные коллеги старались не шуметь.
Ища в этой обстановке разнообразия, я вызвался в дождь носить бюллетени с переносной урной по квартирам «надомников». Всего двадцать одна квартира. Инвалиды и совсем уже пожилые избиратели заказывали урну на дом как некий символ уважения к себе.
В едином порыве ставили они галку напротив оккупировавшего окрестные стены молодого и красивого Свиридова с замечанием: «О! Этого я знаю!» Лишь одна пенсионерка рассказала нам, кто есть кто и сделала сознательный выбор за кандидата Шувалову от коммунистов. Надо заметить, что просвещенная старушка хорошо стояла на ногах, содержала двухкомнатное жилище очень чисто и на кухне у нее лежал ноутбук, а на шкафу — роутер Wi Fi.
Между 15.00 и 18.00 народ пошел голосовать поактивнее, и мы набрали-таки 15% явки. С процедурами подсчета и оформления результатов управились в два раза быстрее, чем в прошлом году. Вскрытие показало неожиданный результат: за фаворита гонки Свиридова проголосовали 97 человек, а за мать троих детей, проведшую более чем скромную кампанию Шувалову — 87. Теперь стало ясно, куда ставили галки пенсионеры, которые не спрашивали нас о «Единой России». Это логично — если уж ставишь на СССР, готовься, что проголосуют за коммунистов. Это же они, а не «Единая Россия» его строили.
За «яблочника» Гнездилова отдал голос каждый пятый. Его избиратели, равно как и сторонники всех остальных кандидатов от несистемной оппозиции, в массе не пришли. Проигнорировали предложенную игру.
Разошлись в 22.00. Председатель нашей УИК сказал: «Всем спасибо и до новых выборов!» «Да будут ли они?» — усомнилась член комиссии от КПРФ.
Валерий Ширяев
заместитель директора АНО РИД «Новая газета»
|
</> |