Когда мои старшие дети были маленькими, модно было раннее

топ 100 блогов shapira18.10.2012 Когда мои старшие дети были маленькими, модно было раннее развитие. Никитины там, Домен, все дела. Мамы старательно учили деток читать-считать по карточкам, шили для младенцев развивающие книжечки с картинками, которые можно потрогать-подергать (сейчас такие и так продаются повсюду), делали сами никитинские кубики, клеили первые книжки из фотографий, и прочее и прочее. Я, удачно для своей лени, попала в то время в околовальдорфские круги, и запомнивши, как вредно раннее интеллектуальное развитие, имела в доме деревянные и тряпочные игрушки, минимум пластмассы, рукоделие и никакого обучения. И даже больше, я старательно отвлекала малютку А., который в полотора года на прогулке водил меня от машины к машине, тыкал в номера и спрашивал: "какая буква?", и отвертеться было нельзя. Несмотря на вышивку крестиком и прочие мои старания, малютка А. самостоятельно выучился писать и считать к 4 годам. ТО есть вот вообще сам, никаких букваря или там карточек в доме не было. Он выкладывал картонные буквы (которые ему нарисовала-вырезала и подарила тетя на трехлетие, со словами " я знаю, ленка, что ты против, но ведь это ЕМУ подарок, а ЕМУ это нравится") вот он клал их них последовательность и приставал: "что тут написано" и проще было ответить. НУ и считал, понятное дело. не то, чтоб я думала о чувстве числа ребеночком, наоборот, я всеми силами эту тему заминала. В 6 лет выяснилось, случайно, что он знает про четные-нечетные, считает хоть тройками, хоть пятерками в любую сторону , и все прочее. Вальдорфский садик его не спас.
Был другой мальчик, наш знакомец. Ему нравилось считать. Чтоб он был занят, мама писала ему длинный ряд чисел в столбик, и он их складывал со счастьем, а мама могла своими делами заняться. (его, к слову, водили на сто видов занятий , для развития общения, социальной адаптации, развития движений, бассейн там, ипотерапия, садик при ЦЛП, черта лысого). Ну , так он вырос и стал математиком, куда деваться?
НУ это я малость отвлеклась. 
Теперь я среди психологов,  да и не только, вижу другую направленность. 
-раннее развитие не так полезно, лучше , чтобы ребенок побольше играл, надо учить его бытовым навыкам, общению. 
Фразы ; "деточка умеет читать, но не может есть ложкой или одеться" звучат тут и там упреком родителям, которые из-за своих амбиций лишают ребенка детства. Как важно ребенку иметь время просто играть, или там, возиться  с глиной, песком. Тоже расскажу историю. Когда-то у меня дома был домашний садик, околовальдорфского толка. И вот, по весне, мы с детками сажали овес, у каждого своя плошечка, они ее раскрасили, то, се, землю с водой размешали, зернышки посадили. Ждем, пока вырастет травка. А один мальчик пришел заметно позднее - в этот день он опоздал. И я за него в его плошку посадила зерна. Он пришел, поглядел и говорит:
-Лена, спасибо тебе большое, что ты за меня засунула зерна в эту грязь! 

по мне - так оба направления одинаковы. взрослые решили, что вот эти навыки надо развивать пораньше, а вот те - преждевременно. Из чего каждый раз взрослые исходят? Из своих представлений о пользе. Эти представления подвержены моде, зависят от массы факторов, от политики до личных склонностей, а дети - те ничего, вырастают себе.
Это пункт первый, который меня занимает. 

Пункт второй такой.
По мне, так пусть чему угодно учат. Или не учат. Из общих соображений о том, что это их дети, и что родители, вообще-то, хотят детям хорошего, и не побоюсь этого слова, лучшего. Родителям, вообще-то, видней их ребенок , чем сторонним психологам и педагогам, да и своя жизнь как-то ближе. И вот в своей этой жизни им приятней или там, правильней, научить деточку скорей всем знаниям, или наоборот, умениям, или ничему, а чтоб играл, потому что пока ребенок играет можно посидеть в тырнете спокойно игра-главноедлядетей, он развивает в ней моторику-воображениеумение всего. 
у нас, в любом случае, нет возможности идеального эксперимента, чтоб проверить, что лучше для конкретного ребеночка в конкретной семье - обучать его читать с года, не учить читать вовсе, давать играть в луже, не давать, и все такое. Мы не можем отмотать назад и поучить его-же но по-другому, чтоб сравнить результат.
Более того, мы даже не знаем, что такое это "лучше для ребенка". Для чего лучше? Будет успешным в жизни? В чем  успех будем мерить? 
Будет готов к школе ?
Научится выполнять правила, произвольной деятельности, сидеть час за партой? Может школе стоит подвинуться, а не ребенка готовить? если требования идиотские, к примеру, так может, лучше уметь и не выполнять их? Вот на днях одна мама жалуется, что ее сынок-первоклассник не уважает других взрослых, учительницу, к примеру. На уроке дети плохо себя вели, учительница сказала:
- первый " А", встать. 
Все встали.
-Сядьте. 
А мальчик сидел себе. 
-Ты почему не встаешь?!
-НАм что, год стоять теперь?
По мне, так здоровая реакция ребенка на абсурдное требование. 
Тут очень громко стало - это Беня как бы намекает мне, что надо снять с него пижаму и дать поесть. Поэтому быстренько третье соображение.
Очень много в этой теме будущего - готовить ребенка к школе, к социуму, к жизни, развивать - это все, интенция (во слово какое!)  в будущее. За результатом. А жизнь - она процесс, не результат. результат известно какой у всякой жизни. Хотя, не будем лицемерить, результаты, порой, процесс весьма украшают. Но тем не менее, я вижу результаты вторичными. 
тут должен стоять лозунг: "результат, подвинься!". Продолжение следует, а я пошла.
   

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Have good holidays, my dear friends! If we imagine the reception of each year as a new lamp on the life road, the latter is going to be brighter every December, 31. I wish that bulbs generating and implementing ideas could be on throughout a year, and a frame of a new road lamp would ...
Ага. Сама пришла)) По правде мы съездили погулять в Павловск. Лёгкий налёт осени. Легчайший. А вот и белочка. Ест грецкий орех, милостливо взятый у меня. Претендентов покормить её было ого-го скока! Кто-то оставил осенний букетик на пеньке ...
...Как красота — ненужная в семье... Цветаева   М. Я никогда не была красива, но я всегда была чертовски мила . Раневская Ф.Г.(?) Кто любит арбуз, а кто свиной хрящик. ...
Сижу дома и пишу материал (редакционное задание). Сделав примерно четверть работы, вдруг ощутила сильную потребность съесть чего-нибудь вкусненького. Ну скажем пару-тройку долек горького шоколада Риттер-спорт с фундуком. Вот такая блажь. Но ...
" Я устал ... я ухожу!". Даже если это случится, то что скажут по этому поводу, наши западные, как "любит" говорит президент России В.В. Путин: "партнёры" ... ? хотя, говоря слово "партнёры" Влад. Влад. подразумевает совсем иное определение ... ... Так вот, если Путин покинет ...