Князь и дружина: принципы сосуществования

топ 100 блогов sergeytsvetkov26.05.2024
Князь и дружина: принципы сосуществования

Ранее "Древнерусская дружина. Численность, этнический состав"

Княжеская дружина. Состав: гриди, отроки, бояре

Князь и дружина состояли в отношениях взаимной несвободы и ответственности, которые определялись понятием дружинной чести. Древнейшее значение общеславянского слова чьсть – «понимание». Поступить честно, таким образом, значило быть понятым другими членами группы, удостоиться уважения с их стороны за соблюдение принятой в этом обществе моральной нормы.

Отношения групповой чести отрицают свободное проявление человеческой личности, целиком порабощают ее общественным установлениям и предрассудкам*. Однако же они резко ограничивают сферу произвола в группе, признавая за каждым ее членом некое кастовое благородство – честь и сопряженные с ней права, в том числе право на обережение этой последней от незаконных, бесчестных посягательств. Любое попрание чести, – будь то обида при раздаче княжеских подарков, ущемление родословной в местнических счетах или просто долетевшая до уха едкая шутка, мимоходом брошенная кем-то в разгар пира, «егда же подъпьяхуться», – побуждало дружинного «мужа» вступаться за свое доброе имя поистине с дикарской необузданностью. Русская Правда донесла до нас полный перечень буйств, на которые был способен гридень, оскорбленный в своих лучших чувствах. На голову обидчика обрушивались кулаки и все, что попадалось под руку – чаша, пиршественный рог, батог, жердь, ножны, меч; тело и лицо несчастного покрывались кровоподтеками, хрустели перебитые кости, на залитый кровью пол летели выбитые зубы, отрубленные пальцы, пясти, а руки неудовлетворенного всем этим мстителя тянулись к святая святых виновного – его бороде и усам, чтобы вырвать их с мясом**… Если избитому и израненному потерпевшему не удавалось тут же отомстить по принципу «око за око, зуб за зуб», то за поругание его чести вступался закон, вменявший расходившемуся «мужу» оплатить причиненные телесные повреждения по строго установленной таксе. Как бы ни претили нам такие бытовые картинки, нельзя упускать из виду, что в понятии дружинной чести мы встречаем первые смутные представления наших предков о человеческом достоинстве и свободе.

* По случаю можно вспомнить лермонтовское: «Погиб поэт, невольник чести…»
** Волосы на голове и лице, та или иная их прическа и стрижка отличали свободных и знатных людей от лично зависимых и рабов. У франков, по свидетельству Павла Диакона, тот, кто позволял остричь себе волосы и бороду, подчинялся «отцовской» власти того, кто его остриг. Даже простая передача кому-то своих остриженных волос служила символическим актом перехода из свободного состояния в рабское. Признаком знатности у русов был клок волос за ухом (оследец) на бритой голове – обычай, очевидно перенятый у кочевых народов Северного Причерноморья. Борода и усы приличествовали неродовитым свободным «мужам».

Честь предполагает определенное равенство чтимого и чтущих. Кодекс дружинной чести сплачивал князя и дружину в единый организм. Дружинное общество мыслилось как боевое братство, что отразилось в самом слове дружина, производном от слова друг. Этимология подсказывает, что другом некогда был попутчик, тот, с кем шли вместе, одной дорогой, драгой*. Таким образом, первоначальным значением слова дружина было «сборище людей, выступивших в поход».

* В других языках связь дружины и дороги проступает еще четче. Французское route означает разом то и другое. Польское шляхта включает в себя шлях – старинное название пути, дороги [Соловьев С.М. Сочинения. История России с древнейших времен. Кн. I. Т. 1. М., 1993, прим. 342, с. 315].

Духом товарищества был пронизан весь дружинный быт. Важнейшие вопросы – например, продолжать войну или нет – решались князем в совете с дружиной, как это было в походе 944 г. Иначе князь мог услышать такие слова, какие довелось выслушать Владимиру Мстиславичу, задумавшему выступить в поход, не спросив мнения своих дружинников: «И рекоша ему дружина: без нас еси, княже, замыслил, а не едем по тобе» – в 1169 г. дружинные «мужи» все еще помнили свои древние привилегии. На дружинных собраниях князь, помимо прочего, стремился к тому, чтобы его политические решения и действия выглядели честно, то есть находили полное понимание и одобрение со стороны дружинников. Одна мысль об осуждении и неприятии способна была отвратить его от самого «судьбоносного» поступка. В летописном диалоге между Ольгой и Святославом этот русский рыцарь без страха и упрека без обиняков заявил своей матери, что отказывается креститься единственно затем, чтобы не выглядеть посмешищем в глазах своей дружины: «А дружина моя сему смеятися начнуть»*.

* По известию Титмара Мерзебургского, в 967/968 г. Мешко I, тогда еще княжич, объяснял послам германского императора, что не может выполнить данного им общания, потому что дружинники его отца, Болеслава Храброго, «этого не допустят».

Однако князь оставался князем и в иных случаях мог пойти против воли своего окружения. Ольга превосходно знала это и потому резонно возразила сыну: «Если ты крестишься, то и все то же сотворят». Согласие и единомыслие с дружиной было необходимым моральным условием деятельности князя, но в его распоряжении имелись разные средства достижения этой духовной сплоченности: он мог идти на уступки или действовать напролом, ломая волю своих товарищей-холопов. Все же последние примеры в летописи крайне редки.

Обыкновенно старшинство князя зримо проявлялось только при разделе добычи. Он получал львиную долю захваченного, остальное делилось поровну между боярами, гридями и отроками. Древний памятник славянского права «Закон судный людем» говорит об этом так: «Плена* же шестую часть достоить взимати князем, и прочее число все всим людем в равну часть делитися от мала и до велика, достоит бо князем часть княжа, а прибыток людем», причем при дележе добычи нельзя было обойти ни стражу лагеря, ни других воинов, которые не принимали непосредственного участия в сражении; вознаграждение наиболее отличившимся в бою храбрецам выплачивалось из княжей доли.

* Плен в данном случае: все, взятое с бою.

Кичиться роскошью оружия, платья или убранства не подобало никому, даже князю. Льву Диакону, привыкшему к блеску византийского двора, дружина Святослава Игоревича показалась безликой, серой толпой, однообразно и не богато одетой, предводителя которой отличали лишь сравнительно чистая рубаха и золотая серьга с рубином. Украшения были как бы частью дружинной униформы и служили скорее сглаживанию иерархических различий, нежели подчеркиванию их*. Воину подобало восхищаться хорошим оружием, а не «златом». В Повести временных лет есть дружинное сказание о том, как византийцы решили «искусить» Святослава: «любезнив ли есть злату, ли паволокам?» Когда греки пришли и «положиша пред ним злато и паволоки», князь «кроме зря» (не смотря на дары) равнодушно сказал отрокам: «Схороните» (Архангелогородская летопись еще больше подчеркивает презрение Святослава к дарам: «и приведоша послы, и поклонившася ему, и положиша пред ним злато и паволоки. И разда Святослав отроком своим и разделити им повеле, а сам, не зря и не отвеща послом ничтоже, и отпусти их»). Но совсем по-другому повел себя Святослав, получив от василевса «меч и ино оружье». Приняв дар, он «нача хвалити, и любити и целовати царя» (в Новгородской I летописи читается: «нача любити и хвалити и целовати, яко самого царя», что, видимо, правильнее). Византийские «боляре» увидели в этом недобрый знак для себя: «Лют се муж хочет быти, яко именья не брежет, а оружье емлет».

* Все дружинники Болеслава Храброго, каково бы ни было их происхождение и положение, являлись на пир украшенные тяжелыми золотыми кольцами (шейными гривнами).

Вспоминая те идиллические времена, когда князь и дружина жили душа в душу, как едина плоть, деля пополам радости и печали, позднейший летописец наставительно писал: «Те князья не собирали много имения, вир и продаж [судебные пени и денежные штрафы] неправедных не налагали на людей; но если случится правая вира, ту брали и тотчас отдавали дружине на оружие. Дружина этим кормилась, воевала чужие страны; в битвах говорили друг другу: «Братья! Потягнем по своем князе и по Русской земле!» Не говорили князю: «Мало мне ста гривен»; не наряжали жен своих в золотые обручи, ходили жены их в серебре; и вот они расплодили землю Русскую».

Действительно, взаимоотношения князя и дружины предполагали высокий уровень идеализма*. Дружинники жили и умирали, «ища князю славы, а себе чести» («Слово о полку Игореве»). Смерть на поле боя с оружием в руках была для них предпочтительнее бесславной жизни и в особенности – плену, который приравнивался к рабскому состоянию. «Ляжем костьми тут, ибо мертвые срама не имуть», – напоминал Святослав Игоревич дружине этот нравственный императив Х в. А в «Слове о полку Игореве» князь Игорь Святославич, увидев во время похода неблагоприятное небесное знамение, все же обратился к своему войску: «Братие и дружина! Лучше бы потяту [убитым] быти, неже полонену быти».

* Исследователи средневековой ментальности отмечают присущую ей «бессознательную духовность» [Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М., 2002, с. 317]. П. Сорокин писал о «монолитном и безраздельном господстве этики принципов» в период Средневековья [Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000, с. 487].

В древнерусском языке даже не было глаголов со значением «сдаться в плен», зато глаголов со значением «убить, уничтожить» и «погибнуть (на войне, в битве)» – предостаточно: бити, разбити, убивати, умертвити, потребити, рушити, пасти, изгибнути, искончатися, умрети и т. д. Воин мыслился человеком, несущим смерть врагам и не боящимся погибнуть в сражении [Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М., 2002, с. 113–114].

По свидетельству арабских писателей, слова у русов не расходились с делом. «Они люди рослые, видные и смелые, – пишет Ибн-Русте, – они отличаются мужеством и храбростью… Если какая-нибудь часть их взывает о помощи, они выступают все вместе, не расходятся и образуют сплоченную силу против своего врага, пока не одержат над ним победу…» Ибн Мискавейх оставил показание, что русы предпочитали самоубийство плену.

Археология со своей стороны способна представить некоторые вещественные свидетельства полной опасности и потому, как правило,, краткой жизни русского дружинника. В Шестовицком могильнике под Черниговом имеются так называемые кенотафы – совершенно пустые могилы без малейших следов человеческих останков. Не похоже, чтобы они были разграблены, скорее всего, они пустовали всегда, с того самого времени, когда были построены. По заключению издателя материалов раскопок Д. Блифельда, кенотафы были воздвигнуты в честь людей, погибших вдали от дома – во время морских походов или в боях со степняками [Блiфельд Д.I. Древньоруськi пам`ятки Шестовицi. Киiв, 1977, с. 35]. В процентном отношении курганы этого разряда составляют более 32% от общего количества. То есть не менее трети дружинников находили свою смерть за пределами Русской земли.

Корыстолюбию не было места в дружинном кодексе чести; и все же вопрос материального вознаграждения за службу имел чрезвычайно важное значение. После храбрости важнейшей доблестью дружинника была верность, князя – щедрость. Обе были тесно взаимосвязаны. Не то чтобы верность покупалась, – нет, но она требовала, чтобы ее чтили посредством материального воздаяния, которое, таким образом, выступало в качестве ее вещественного олицетворения, мерила*.

* В IX в. мадьяры заключили со своим предводителем Альмошем следующий договор: «Мы избираем тебя в вожди, и куда поведет тебя твоя судьба, туда пойдем и мы за тобою; но что будет приобретено общими нашими силами, то должно быть разделено между всеми нами, смотря по достоинству каждого».

В основе подобного взгляда на материальные ценности лежало особое отношение людей той эпохи к собственности вообще, которое можно назвать магическим или мифологическим. Драгоценности, деньги*, имущество – словом, богатство как таковое не имело собственно, экономического значения. Человек был связан с предметом владения не юридически, то есть не через право неограниченного обладания и свободного распоряжения. Вещь была как бы продолжением личности владельца, поэтому «ценность имел не сам по себе предмет, передававшийся из рук в руки, ее имели те лица, в обладании которых он оказывался, и самый акт передачи ими имущества» [Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970, с. 66].

* Деньги вошли в обиход европейских варваров только в I в. н. э., как об этом свидетельствует Тацит: «Мы [римляне] научили их [германцев] брать и деньги».

Переданная в чужие руки собственность в большинстве случаев оказывалась не платой за те или иные услуги, а даром, скрепляющим личные взаимоотношения дарителя и принимающего дар. В древнерусском языке операции с собственно,стью и описываются преимущественно через два наиболее обширных блока глаголов: в один входят глаголы со значением «дать, дарить», в другой – со значением «брать, получать» [Вендина Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. М., 2002, с. 124–125].

Отчуждение и использование имущества в рамках системы дарений не могло быть рациональным в экономическом смысле. Но люди того времени и не стремились к этому. Одаряя и принимая дары, они вступали в служебно-иерархические отношения друг с другом, которые были прежде всего отношениями личной, а не экономической зависимости. Власть над людьми была важнее власти над их имуществом. Даритель делился с получателем дара долей своего социального престижа. Безвозмездное принятие дара обязывало к ответной реакции – благодарности, которая выражалась в признании социального старшинства дарителя и, следовательно, в необходимости чтить его и оказывать ему служебные услуги; сохранить независимость можно было либо обменявшись равноценными подарками, либо возвратив подаренное.

В варварских обществах подобный взгляд на подарки был повсеместным. Североамериканские индейцы стремились во что бы то ни стало задарить (так сказать, «передарить») своих соперников, даже если эти дарения полностью истощали запасы племени. Зато честь и свобода соперников в этом случае подвергались такому уничижению, которое делало их неопасными. Принятие дара от могущественного конунга и последующая служба ему – постоянный мотив многих скандинавских саг [Гуревич А.Я. Избранные труды. Т.1. М.; СПб., 1999, с. 231]. Монтень на заре Нового времени все еще считал, что «если давать – удел властвующего и гордого, то принимать – удел подчиненного. Свидетельство тому – выраженный в оскорбительном и глумливом тоне отказ Баязида от присланных ему Тимуром подарков. А те подарки, которые были предложены от имени султана Сулеймана [Сулеймана II] султану Калькутты, породили в последнем столь великую ярость, что он не только решительно от них отказался, заявив, что ни он, ни его предшественники не имели обычая принимать чьи-либо дары, а, напротив,, почитали своею обязанностью щедро их раздавать, но и бросил в подземную темницу послов, направленных к нему с упомянутой целью» [Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Т. 3. М., 1992, с. 218].

Таким образом, между дарителем и одаренным возникали нерасторжимые узы взаимных привязанностей и обязательств. Господин обязан был тратить свое имение – только так он мог прослыть могущественным, удачливым, богатым («причастным богу», «наделителем благами», согласно древней этимологии этого слова). Щедрость, нерациональное расточение имущества были предметом всеобщего восхищения и прославления: «Яко же невод не удержит воды, но набирает множество рыб, тако и ты, князь наш, не держишь богатества, но раздаешь мужем сильным и совокупляешь храбрыя» (Даниил Заточник, XII в.). Служение такому человеку, холопство у него было не только не зазорным, но и желанным. Холопства домогались, ибо оно сулило приобщение к удаче и счастью господина. Через полученные от него дары на голову холопа изливалось благоволение богов.

Осыпая милостями свою дружину, князь тем самым накрепко привязывал ее к себе. Различие между разделом военной добычи и одарением была весьма существенным, поскольку при наделении дарами учитывались личностные качества дружинника – слава его имени, то есть личные заслуги, и его родовитость. «А по имени вам мочно место дать, по изотечеству можно пожаловати», – говорит князь своим витязям в одной былине. Надо заметить, однако, что пожалования эти не носили случайного характера и в определенном смысле почти не зависели от воли князя, или, говоря точнее, от его прихоти. Щедрость рассматривалась и как врожденное качество князя, и как необходимо присущий ему образ жизни, пренебрежение которым нанесло бы непоправимый ущерб его чести. Кроме того, князь, кажется, и не считался единоличным собственником и свободным распорядителем даней и прочей военной добычи. «Видимо, – предполагает И.Н. Данилевский, – до тех пор, пока дань получали под угрозой применения силы, князь не мог считаться ее полноправным владельцем. Он лишь делил совместную собственно,сть между совладельцами», то есть между дружинниками [Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). М., 1999, с. 133].

Во всяком случае гриди и отроки были убеждены в своем корпоративном праве на часть военной добычи, даней, на богатые княжеские подарки и порой открыто требовали от князя достойного, почестного содержания: «Отроци Свенелжи изоделися суть оружьем и порты, а мы нази. Поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудеши и мы». Реакция князя Игоря хорошо известна – он принял слова дружинников даже чересчур близко к сердцу. Точно так же, когда дружина Владимира Святославича пожелала заменить деревянные ложки серебряными, Красное Солнышко поспешил исполнить эту разорительную для него прихоть, рассудив, что «сребром и златом не найду дружины, а с дружиною добуду сребро и злато, как дед мой и отец мой доискался дружиною злата и сребра». Эта мысль неоднократно варьировалась в древнерусской литературе в качестве образца взаимоотношений князя и дружины*. Так, в летописной новелле под 1075 г. «немецкие» послы презрительно бросают князю Святославу Ярославичу, рассыпавшему перед ними «богатство свое»: «Мужи бо ся доищют и болше сего [воины могут добыть больше этого]»; а Даниил Заточник напоминает князю: «Златом бо мужей добрых не добудешь, а мужми злато, и сребро, и градов добудешь».

* Христианские книжники XII–XIII вв. подкрепляли ее также ссылкой на библейский рассказ о иудейском царе Езекии (4 Царств, 18-20), который похвалился перед ассирийскими послами своими богатствами, – «его же вся взята быша в Вавилон».

Вместе с тем, подчеркнем еще раз, княжеские дары были лишены собственно, экономического содержания. Чаще всего дружинники становились обладателями предметов бытового и военного обихода – добротного и дорогого платья («портов»), мечей, золотых гривен, наручных и нашейных браслетов, колец и т. п. Всем этим можно было щеголять, но это богатство не годилось для использования в производительных целях. Драгоценные металлы еще не сделались обменным эквивалентом, поэтому даже монеты имели ценность в глазах людей древней Руси прежде всего как украшения – из них делали мониста, подвески и т. д.*

* Универсальным платежным средством у славян и русов была ткань. Гельмольд пишет: «У руян [жителей о. Рюген] нет монеты, при покупке товаров они не имеют обычая [прибегать] к металлическим деньгам, но все, что не пожелаешь купить на рынке, можно приобрести за льняное полотно». Само др.-рус. слово платити восходит к слав. *poltъ «плат, платок» [Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001, с. 110].

Превращению драгоценных металлов во всеобщий денежный эквивалент в немалой степени мешала свойственная язычеству сакрализация сокровища, наделение его магическими свойствами. По языческим представлениям в золоте и серебре как бы материализовались счастье и благополучие человека [Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970, с. 72]. Поэтому, если князю, «богатому» благоденствием и успехом, прилично было расточать сокровища, посредством их оделяя толикой счастья своих холопов, то последние по той же самой логике стремились во что бы то ни стало сохранить княжеские дары при себе, для чего в ином случае их навсегда укрывали от людских глаз в земле и различных тайниках (самый корень слова сокровище вполне ясно указывает на это).

Накопленные в течение жизни сокровища должны были помимо прочего обеспечить и счастливое загробное существование. Мысль о том, что полученные в дар драгоценности можно употребить на покупку другого имущества, показалась бы русским людям Х в. дикой, если не кощунственной. Владимир Мономах в своем «Поучении» обличал это отнюдь не исчезнувшее языческое обожествление золота и серебра, желание превратить их в сокровище, клад, магический залог личного благополучия: «…и в землю не хороните, то есть великий грех». А проповедник XI в., автор известного нам слова на святую Четыредесятницу, среди укрываемых в землю вещей и предметов, наряду с золотом и серебром, называет «куны и порты», то есть меха и дорогую одежду.

Роль обязательных и обязывающих даров и вместе с тем своеобразного жалованья выполняли также пиры, которые князь задавал своей дружине. Не слишком преувеличивая, можно сказать, что, когда дружинники не воевали, они охотились, пировали или просто бездельничали:

В стольном в городе во Киеве,

У славнова сударь-князя у Владимера

Три года Добрынюшка стольничал,

А три года Никитич приворотничал,

Он стольничал, чашничал девять лет,

На десятый год погулять захотел

По стольному городу по Киеву*.

* Ср. показание Тацита о германских дружинниках: «Время, свободное от войны, они проводят отчасти на охоте, а больше в праздности, еде и сне».

Пиршественная зала (гридница) была центром княжего терема. В былинах пиршество в княжеском тереме – это всегда почестен пир, то есть чествование князем своих богатырей согласно их «имени» и «изотечеству». На княжем пиру честь воздавали не блюдами а местом, за которое усаживался дружинник: чем ближе к князю находилось место, тем оно было почетнее. Большинство усаживалось «на полатном брусе» по стенам гридницы, а кое-кто, по особому княжескому приглашению, садился «в большое место, в передний уголок» или «на дубову скамью» напротив, князя, или даже «в третье место, куда сам захошь». Впрочем, «изобилье от всего» за столом – «множество от мяс, от скота и от зверины» – тоже имело значение. Дружинники не терпели порционного меню, когда их ограничивали в «питии и еденьи»:

Да тут затым князь тот стольнё-киевской

Как сделал он задернул свой почестный пир

Для князей-бояр да для киевских,

А для русийских всих могучих богатырёв.

Как вси-то оны на пир собираются,

А вси тут на пиру наедаются,

А вси тут на пиру напиваются,

Стали все оны там пьянёшеньки,

А стали все оны веселёшеньки…

Не пригласить дружинника на пир считалось тяжким оскорблением. Знаменитая ссора Ильи Муромца с князем Владимиром разгорелась из-за того, что

Славныя Владымир стольне-киевской

Собирал-то он славный почестен пир

На многих князей он и бояров,

Славных сильныих могучиих богатырей;

А на пир ли-то он не позвал

Старого казака Ильи Муромца.

Старому казаку Илье Муромцу

За досаду показалось то великую,

Й он не знает, что ведь сделати

Супротив тому князь Владимиру.

С досады Илья

На церквах-то он кресты вси да повыломал,

Маковки он золоченые вси повыстрелял.

Наконец, часть своего содержания дружинники получали с ведома князя непосредственно от населения, и часть эта нередко бывала не меньше той, которая поступала к ним через прямые княжеские выдачи. Князь позволял воеводе и гридям, назначенным городскими посадниками, пользоваться долей собираемых от его имени даней. Другие гриди вместе с отряженными им в помощь отроками кормились от сбора дани и судебных дел, получая съестные припасы от местных общин и известный процент от взысканных судебных пошлин и штрафов.

Исправление дружинниками должностей воевод и посадников, их поездки по стране в качестве представителей княжеской власти способствовали «вживлению» русской дружины в восточнославянское общество, ее постепенному сближению с туземным населением. В середине Х в. дружина киевского князя начала превращаться в привилегированное сословие, которое было одновременно «правительством» и поставщиком управленческих кадров. Исключительное положение дружинной корпорации в древней Руси ставило ее в особые отношения с остальным обществом. Сохраняя и воспроизводя внутри себя традиционные связи и общественную структуру родоплеменного строя, дружина в то же время постепенно преобразовывала сложившийся общественный порядок. Выражаясь точнее, она вызывала к жизни чувства и мысли, этому порядку не свойственные. Дружинное братство, спаянное кодексом корпоративной чести и проникнутое сознанием своей принадлежности к правящему слою, вынашивало в себе зародыши новых начал и новых идей – идей, которые вкладывали в понятие «Русская земля» нравственное и державное содержание. В правление Игоря племенная область полян/руси начинает осмысливаться в дружинной среде как государственная территория и как отечество – земля отцов и дедов, с которой человек связан кровью, культурой, любовью и памятью. Бродячая русь наконец пустила корни в восточнославянскую почву. Пройдет еще немного времени, и это новое чувство укорененности найдет свое выражение в горячем желании «утереть пот за землю Русскую», «пострадать» (потрудиться) во славу ее.

***

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вы можете заказать у меня книгу с автографом.

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!

Князь и дружина: принципы сосуществования

«Названный Лжедмитрием».

Князь и дружина: принципы сосуществования

«Последняя война Российской империи» (описание)

Заказы принимаю на мой мейл [email protected]

Князь и дружина: принципы сосуществования

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это, вероятно, уже не получится счесть «несчастным случаем» или, там, уже привычным «неосторожным обращением с огнём». Потому что это вполне можно считать переходом на новый уровень . В любом случае, удар нанесён. И не куда-то там по «законным целям», или по таким, которые при ...
Ещё один отчет о недалеком путешествии.)) Для посещения был выбран город Александров, что во Владимирской области. О дороге. До Александрова примерно 130 км., ехать по Ярославке, потом чуток по М-8 (Холмогоры) и по дороге регионального значения Р-75. Ярославка вполне хороша, а ...
Каюсь, почитываю фейсбук Минобороны, в котором меж спама об выдающихся успехах российских воинов в Международных Армейских Играх проскочило нечто  серьезное. Цитата ниже, вкупе с попытками Минобороны засекретить абсолютно всю информацию об оборонной сфере , показывает, что лица ...
До хрипоты горл дискутировали с tafis, нужно ли Шевчука в президенты. Мне кажется, ни в коем случае. Мне кажется, нужно обратиться к Древнему Риму и вспомнить незаслуженно отброшенную модель триумвирата. Вот мой проект триумвирата для России: ...
Шведы ткнули нас носом в дерьмо своими медведиками. Что мы делаем в ответ? Сажаем зачем-то мальчишку-фотографа и риэлтора, которые никакого отношения к этому полёту не имеют (а если и имеют - то всё равно, границу они не пересекали и медведиков из ...