"Террор начали белые!" Или всё-таки красные?
sergeytsvetkov — 25.05.2024Все-таки в «белой России» трудно найти такие атмосферные фоточки, как на фотографии ниже. Чтоб вот так: «Смерть пролетариату и его прихвостням — крестьянству и городской бедноте! Да здравствует Белый террор!»
Бессудные расстрелы стали обычной практикой большевиков сразу после захвата ими власти. «Не пассивность должны проповедовать мы, не простое „ожидание“ того, когда „перейдет“ войско — нет, мы должны звонить во все колокола о необходимости смелого наступления и нападения с оружием в руках, о необходимости истребления при этом начальствующих лиц...» - наставлял Ленин своих сторонников еще в 1906 г. (Ленин В.И. ПСС. Т. 13, с. 374).
Член Крымревкома Ю. П. Гавен в 1920 г. вспоминал: "...Считаю нужным напомнить, что я применял массовый красный террор еще в то время, когда он еще партией официально не был признан. Так, напр., в январе 1918 г. я, пользуясь властью пред. Севаст. Военно-Револ. Комитета, приказал расстрелять более пятисот офицеров-контрреволюционеров".
(Бобков А. А. Разворот солнца над Аквилоном вручную. Феодосия и феодосийцы в русской смуте. Феодосия — Симферополь, 2008, с. 315).
Вот краткие зарисовки "с мест" различных очевидцев в конце 1917 - начале 1918 гг.:
— «Какое путешествие! Всюду расстрелы, всюду трупы офицеров и простых обывателей, даже женщин, детей. На вокзалах буйствовали революционные комитеты, члены их были пьяны и стреляли в вагоны на страх буржуям. Чуть остановка, пьяная озверелая толпа бросалась на поезд, ища офицеров (Пенза — Оренбург)…
— По всему пути валялись трупы офицеров (на пути к Воронежу)… Я порядком испугалась, в особенности, когда увидела в окно, прямо перед домом на снегу, трупы офицеров, — я с ужасом рассмотрела их, — явно зарубленных шашками (Миллерово)…
— Поезд тронулся. На этом страшном обратном пути, — какой леденящий сердце ужас! — на наших глазах, на перронах, расстреляли восемь офицеров. Мы видели затем, как вели пятнадцать офицеров, вместе с генералом и его женою, куда-то по железнодорожному полотну. Не прошло и четверти часа, как послышались ружейные залпы (Чертково).
То же на ст. Волноваха и других…
— Его вывели из вагона в помещение вокзала, разули и, оставив лишь в кальсонах, отвели в комнату, где находилось уже около 20 человек в таком же виде. Оказались почти все офицеры. Они узнали свою судьбу — расстрел, как это было в минувший день с пятьюдесятью арестованными (Кантемировка)».
(Нестерович-Берг М. А. В борьбе с большевиками. Париж, 1936, с. 52–53, 113, 135, 137–138; Павлов В. Е. Марковцы в боях и походах за Россию. Т. 1. Париж, 1962, с. 32–33).
На то же время приходится массовое истребление офицеров в ряде местностей: Севастополе — 128 чел. 16–17 декабря 1917 г. и более 800 23–24 января 1918 г., других городах Крыма — около 1000 в январе 1918 г., Одессе — более 400 в январе 1918 г., Киеве — до 3,5 тыс. в конце января 1918 г., на Дону — более 500 в феврале — марте 1918 г. и т. д.
Но именно с выходом 5 сентября 1918 г. Декрета Совнаркома РСФСР «О красном терроре» террор, направленный против целых классов и социальных групп ("социальный геноцид"), и насильственное подавление инакомыслия и политической оппозиции ("диктатура пролетариата") впервые были официально провозглашены основой внутренней политики Советской России.
В этом его коренное отличие от белого террора, не выходившего за рамки локальных репрессий.
"При этом зачастую под «белым террором», — пишет историк С.Волков, — понимается любое сопротивление захвату власти большевиками, и «белый террор», таким образом, представляют причиной красного («не сопротивлялись бы — не пришлось бы расстреливать»)".
Деятельность ЧК характеризовалась полным забвением каких бы то ни было понятий о праве и законности, чем большевики даже гордились и открыто этим бахвалились.
Еще один момент, мимо которого проходят советские пропагандисты: на самом деле красный террор был направлен не против "буржуазии", а против всего образованного слоя России. Большевистские вожди в свое время заявляли об этом открыто:
«Возьмите всю интеллигенцию. Она жила буржуазной жизнью, она привыкла к известным удобствам. Поскольку она колебалась в сторону чехословаков, нашим лозунгом была беспощадная борьба — террор».
Ленин В. И. ПСС. Т. 37, с. 219.
«Террор как демонстрация силы и воли рабочего класса получит свое историческое оправдание именно в том факте, что пролетариату удалось сломить политическую волю интеллигенции».
Троцкий Л.Д. «Известия ВЦИК», 10.01.1919 г.
Бухарин в статье «Экономика переходного периода» (1919) писал: «Подлежат ликвидации бывшие помещики, аристократия, крупные бюрократы, генералы, архиереи, предприниматели, организаторы и директора, крупнейшие инженеры, квалифицированная бюрократия – штатская, венная, духовная. Техническая интеллигенция вообще, в том числе учительство в своем подавляющем большинстве. Офицерство, крупное зажиточное крестьянство средняя, а отчасти и мелкая, городская буржуазия» (цитату не проверял).
Однако в этой борьбе большевики вынуждены были попутно истреблять остальные «трудящиеся» сословия и классы России. В результате образованный класс («интеллигенция») составил не больше 20% жертв красного террора. Большая часть жертв террора приходится как раз на рабочих и крестьян — это преимущественно убитые после подавления многочисленных восстаний (в одном Ижевске было уничтожено 7983 чел., членов семей восставших рабочих). Радикальные революционеры всегда кончают войной против большинства населения. Так, во время Французской революции XVIII в. дворяне составили лишь 8–9 % всех жертв революционного террора.
Беспощадный массовый террор по отношению ко всем слоям населения (точных цифр не существует, наивысшая оценка в зарубежной печати — до 1,8 млн чел., в нашей историографии — ок. 1,3 млн; для сравнения, жертвы белого террора оцениваются примерно в 200-500 тыс., из которых 111 тыс. приходится на долю интервентов) оказался именно той решающей причиной, которая помогла большевикам удержаться у власти и победить в гражданской войне.
Однако в исторической перспективе хорошо видно, что большевистские методы захвата и удержания власти, а впоследствии — построения социализма нанесли колоссальный удар по коммунистической идее построения справедливого общества, фактически предопределив закат ее популярности в течение ХХ века.
***
«Эдуардыч, пиши ещё!»
Сбербанк
2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/author/sergey-cvetkov/
Вы можете заказать у меня книгу с автографом.
Заказы принимаю на мой мейл [email protected]
«Последняя война Российской империи» (описание)
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.