Кириши. Ленинградская область.
flackelf — 23.06.2023 Город Кириши совсем молодой, он возник после войны, в 60-е годы, когда в этих местах решили построить крупный нефтеперерабатывающий завод. До этого тут был поселок, уничтоженный в войну и много мелких деревушек, которых давно уж нет. Война вообще как огненный каток прошла по этим местам, согнав с них всё население жившее тут до 1941 года.Деревня Кириши была и раньше, название которой вероятно имеет финно-угорское происхождение. Именно по ней и получила название станция возникшая в 1927 году.
До войны началось строительство промышленности и поселок стал разрастаться, но все это было прервано.
Новое рождение города случилось только через четверть века. И тут вы не увидите старых построек, все возведено в 60-80-е годы, в типовом для той эпохи архитектурном стиле. Есть дома и ленинградских серий. Количество жителей - 51 тысяча. Крупнейшие градообразующие предприятия это - НПЗ и ГРЭС. Город является также районным центром Ленинградской области.
Полностью расположен на правом берегу Волхова, в довольно живописном месте.
1. Мы специально вышли из электрички на левом берегу Волхова, чтобы перейти реку по мосту и полюбоваться видами, которые бы не увидел если бы приехал сразу в город на правый берег.
2. Совершенно безлюдная платформа "Волхов-Пристань" перед мостом через реку.
Перед рекой Волхов мы пересекаем линию Чудово - Волховстрой, которая на данный момент полностью загадочна для меня. Что тут ходит кроме редких электричек? Ведь грузового движения на главном ходу Москва - СПб нет.
Построили ее, чтобы "срезать угол" и создать самый короткий ход от Москвы на Мурманск, в обход Ленинграда. Электрифицировали ее в 1978 году.
Линия на Волховстрой имеет съезды с участка Мга - Кириши почти что по всем направлениям.
3. Автодорога областного значения, идущая вдоль левого берега Волхова от Чудово до Новой Ладоги. Возле платформы "Волхов-пристань" она пересекает железную дорогу.
4. В это раз тут большие изменения. Строят новый автомобильный мост. В 2019 году этого всего еще не было.
5. До Петербурга прямой дороги нет, только через Чудово. Вернее почти через него. Соседний областной центр Великий Новгород по автомобильной дороге получается что ближе. Основная масса людей ездит в Петербург на электричке, которая идет по самой короткой дороге.
6. Автомобильный мост через Волхов, который стоит метров на 400 выше железнодорожного. Построен судя по его виду, при СССР.
Теперь рядом будет еще один. А старый видимо закроют на реконструкцию.
7. При въезде на мост через реку Волхов, стоит вот такой памятный знак.
8.
9.
10.
11. С этого моста открываются неплохие виды.
Хорошо виден современный микрорайон, построенный на берегу Волхова.
12.
13.
14.
15. Однопутный жд мост. А вот грузовое движение упало по сравнению с 2019 годом.
16. Руины небольшой фабрики, оставленные специально как напоминание о войне. Больше от старых Киришей не сохранилось ничего.
17.
18. Двоякое чувство вызывает этот мемориал "Эхо войны". Здание разбито наше артиллерией, использовалось как опорник пехотой Вермахта.
На памятник нашим военным победам не тянет - скорее наоборот. Нужен другой памятник, именно там где были позиции наших войск. Впрочем прошло 80 лет и это огромный срок, а на повестке дня у нас новая война.
19.
На военной истории этого места стоит остановиться подробнее.
Немецкие войска эти места быстро заняли в сентябре 1941 года, потом провались дальше на Тихвин, чем полностью прервали на пару месяцев снабжение блокированного Ленинграда. В ноябре-декабре немцев отбросили от Тихвина, но они сумели удержать совсем небольшой плацдарм на правом берегу Волхова (всего 2 на 4 км ). Считалось, что это место понадобится им для нового наступления в сторону Тихвина.
Красная армия, начиная с декабря 1941 года, непрерывно 21 месяц, до осени 1943 года, пока немцы сами не отошли, атаковала Киришский плацдарм противника. Наши потери были очень большие, но весьма ограниченные с 1942 года силы немцев на северо-западе России, тоже постоянно таяли в этих боях.
В 1942 году, после неудачной Любанской наступательной операции Красной армии, образовался так называемый Погостьинский выступ, западнее Киришей, при этом район Киришей упорно удерживался тремя дивизиями противника до осени 1943 года. Немцы называли это место - "пробка от шампанского". Эти два противоположных выступа хорошо видны на этой карте.
Борьба за Киришский выступ, несмотря на свою ожесточенность, так и не вышла из разряда - "боев местного значения". И не сыграла решающей роли в битве за Ленинград.
В википедии приводится любопытная цитата из воспоминаний участника событий с немецкой стороны:
"До сих пор нет вразумительного ответа, зачем немцы изо всех сил удерживали эту позицию, где проливались реки крови, и зачем такие же реки крови проливали русские, бросавшиеся на плацдарм с остервенением? Утверждается, что Кириши считались воротами, открывавшими дорогу на Ленинград. Но применительно к другим участкам фронта было ведь сказано то же самое… Что из того, что такая авторитетная личность, как командующий Группой армий «Север» Георг фонт Кюхлер заявляет, что Кириши все равно нужно удерживать, даже когда ему докладывают, что там за месяц выведены из строя по меньшей мере 2000 солдат убитыми, ранеными и пропавшими без вести".
Немного южнее, в районе Грузино, немцы тоже яростно и бессмысленно удерживали плацдарм на Волхове.
Когда эти места были освобождены в октябре 1943 года, тут не осталось ни одной целой постройки. Это была полностью выжженная земля.
Ну а насчет потерь и неудач, я еще в юные годы, когда интересовался историей войны, подметил, что на северо-западе России, возле Ленинграда, вплоть до января 1944 года, Красная армия так и смогла более 2-х лет добиться по настоящему значительного и решающего успеха. Это направление было словно кем-то проклято. Оно поглощало крупные людские и материальные ресурсы и тут же случилась самая массовая гибель гражданского населения.
Наши фотографии из этих мест найти не удалось. Возможно их нет в помине. Зато есть немецкие, снятые на Волхове, в 2-3-х километрах от передовой у разрушенного жд моста.
Лето 1942 года. Немецкие саперы умело использовали взорванный жд мост, воспользовавшись тем, что ни одна ферма полностью не упала в воду. По проложенному деревянному настилу, противником осуществлялось снабжение Киришского плацдарма.
20.
21. Немецкие фото 1941-43.
22.
23.
24. Волховская набережная города Кириши, застроена необычными и нестандартными домами. Вероятно планировалось сделать эту улицу самой красивой в городе, своего рода речным фасадом.
25.
26.
26. И вправду проектировали специально как набережную - фасад города. Архитектор премию получил.
27.
28. Новый прибрежный парк в Киришах, у берега Волхова, которого в 2019 году еще не было. Я тогда тут бывал в предыдущий раз.
29.
30.
31.
32.
33. Ладью установили в честь торгового пути "Из Варяг в Греки", который некогда проходил по реке Волхов.
34. Очень приятное место с качелями с видом на бывший "путь из Варяг в Греки".
35. Рыбакам тут раздолье.
36. Пройдем немножко по городу.
37.
38.
39.
40.
41.
42. Мурал на доме с названием (аббревиатурой) градообразующего предприятия, а это Киришский нефтеперерабатывающий завод («Кинеф»)
43. Здание Управления "Кинеф".
44.
45. Гостиница "Юность".
В целом город Кириши оставил весьма благоприятное впечатление.
46.
47.
48.
49.
50. Здание Администрации.
51. Бросилось в глаза большое количество детей.
52.
53.
54.
55.
56. Кириши - уютный городок на Волхове в Ленинградской области. Но ужасно много комаров, просто житья от них нет.
57. Современный вокзал станции Кириши. 2016.
58. По станции сновали маневровые тепловозы, в том числе сверхмощный ТЭМ7А-580 с НПЗ.
Со стороны Будогощи прибыл грузовой под "Дончаком".
59. Движения поездов дальнего следования тут нет, за исключением одного, который ходит раз в неделю на Сонково, только электрички и грузовые.
60. Станция Кириши достаточно крупная, с ветками в громадную промзону, которая крупнее самого города и находится севернее его у берега Волхова.
61.
62.
63. Какая то станция на участке Мга - Кириши. Пропускаем встречный.
64. Жд линия Мга - Погостье - Кириши, является частью дополнительного однопутного и тепловозного хода, Ленинград (СПб) - Москва, построенного уже после революции, в 1927 году. Эта линия проходит по самым глухим местам Ленинградской, Новгородской и Тверской областей, через дремучие леса и непроходимые болота и выходит к Москве через Савёловское направление.
В пределах Ленобласти, до станции Будогошь, эта линия электрифицирована в советское время, до Киришей в 1972 году, причем не только для электричек как например витебское направление, а и для электровозов. До станции Будогощь электрификация была продолжена в 1975 году.
65. Станция Погостье, где шли тяжелые бои.
Места по пути ужасно заболоченные и гиблые. И как раз по ним в 1941-44 годах проходила линия фронта. Не представляю - как вообще можно воевать на такой местности.
66. Станция Посадниково, что перед жд развязкой на западном берегу Волхова. Нас пропускает тяжелый грузовой под "тройником" 3ЭС4К.
67.
68.
|
</> |