Киносказка «Старик Хоттабыч» как эстетический феномен


- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956).
Лагин переписывал нюансы по ходу дела. Смысл в том, что волшебства пожилого чародея оказываются неуместны в той реальности, что созидается, творится в СССР. Нажатием кнопки зажигается свет, а экипажи едут под землёй на какой-то неведомой тяге. Дескать, мы сами (говоря словами другого джинна, уже из «Лампы Аладдина») можем построить дворец и разрушить город, чтобы на его месте тут же возвести мегаполис-новостройку. Вообще, книга событийно гораздо богаче ленты.
- На открытках тех лет часто изображались высотки.
Интересна композиция справа - высотка вроде бы не нужна, но ...она всё равно есть.
Хотя бы в виде силуэта за домами.
Мне же захотелось заострить внимание на эстетической стороне кинокартины. Это – какая-то феерия красот и видов! Собственно, в 1950-х было снято много фильмов, где фон играл чуть не важнейшую роль. Особенно, если показывали Москву-красавицу. Создавалось ощущение, что, куда бы ни шли персонажи, они везде созерцали какую-нибудь из высоток, а то и две сразу. А можно – три.
- Гостиница «Украина» архитекторов Аркадия Мордвинова и
Вячеслава Олтаржевского.
Но вернёмся к Хоттабычу. Уже в первых же кадрах мы наблюдаем купание мальчиков в районе Краснопресненской набережной. Они могли бы нырять, где угодно. Ан нет. Именно с этого места открывается завораживающий пейзаж – гостиница «Украина» и дом на Площади Восстания. Третью высотку - МИД скрывает гостиница, но если чуть пройти по набережной, она откроется взорам!
- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956).
Тогда выпускалось очень много открыток, где так или иначе обыгрывалась тема высотных зданий – чего бы ни касалась тема, будь то Новый Год или Фестиваль молодёжи и студентов. Поэтому сосуд с замурованным Гасаном Абдурахманом ибн Хаттабом мог покоиться только там, где можно увидеть два чуда обновлённой Москвы. Далее мы попадаем в квартиру Костыльковых.
- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956).
Обстановка – не роскошна и при том – респектабельна. К тому же, у них жилплощадь – отдельная, что по тем временам было круто. Следом нас – вместе с героями – заносит на крышу ресторана «Пекин» (оттуда снимали панораму). Тут мы видим ещё и главное здание МГУ зодчего Льва Руднева – это одна из роскошных доминант столицы, причём по сию пору. Как я люблю этот романтический силуэт в дымке...!
- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956).
Далее - полёт над Москвой от площади трёх вокзалов к Садовому кольцу, то есть …к центру. Почему? Чтобы не мелькали окраины с её домишками а-ля Марьина Роща. Сейчас принято ругать советское кино за лакировку действительности. Но искусство – по большей части - оно во все века демонстрирует идеал, социальное ожидание, грёзу, а не сугубую бытовуху. Голливуд, он тоже чаще всего показывал не трущобы, а лоск. Ибо человек должен созерцать Мечту.
- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956). Высотка на
Котельнической дорисована...
Интересно, что в сцене, где Волька, Женя и Хоттабыч едут в цирк на верблюде, снимали не в Москве, но всё равно …дорисовали высотку – ту, что на Котельнической набережной, работа Дмитрия Чечулина и Андрея Ростковского. Также дворик, где живёт Волька и его недруг Пилюля, расположен …в Ленинграде, на улице Савушкина. Там показана типичная сталинская малоэтажка – очень похожая, например, есть в московском Измайлово.
- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956).
Уютная и при том – красивая застройка, созданная для жизни! Имеется в кадре и юг страны – точнее, Сочи. В одной из сцен герои приземляются в санатории имени Орджоникидзе, построенном в конце 1930-х годов по проекту архитектора Ивана Кузнецова. Ансамбль, созданный в лучших традициях ампира, видится монаршим чертогом, и Хоттабыч принимает сочинский дворец за владение какого-нибудь султана. А в сцене, где персонаж Ефима Копеляна спускается с лестницы, картинка решена в стилистике рококо.
- Кадр из фильма «Старик Хоттабыч» (1956).
Этот вазон с розами на фоне яркого неба – просто Франсуа Буше по ощущениям. В детстве мне, откровенно говоря, куда как больше нравилась книжка Лагина, тогда как фильм казался открыткой. С возрастом я оценила эту киноработу Геннадия Казанского. Он показал, какими стали наши города (пусть и частично) всего через десяток лет после войны. Высотные здания и на контрасте с ними - комфортные малоэтажные постройки вселяли уверенность людей в завтрашнем дне. И потом, …это просто красиво!
|
</> |