Кинопремия "Золотой Орел": перья и волосы

топ 100 блогов samokrut — 23.01.2011 В Первом павильоне "Мосфильма" вручили премию Национальной Академии кинематографических искусств и наук России "Золотой Орел" за лучшие фильмы и сериалы 2010 года.

Статистика: к голосованию было предложено 88 полнометражных игровых фильма, 38 неигровых, 165 мини-сериала (до 10 серий включительно) и 79 сериалов (10 и более серий) из премьер сезона 2009-2010 годов; 36 анимационных работы и 249 игровых зарубежных картин, бывших в российском прокате.

Церемония состоялась в девятый раз, полноценный разбор этой отечественной кинокультурной институции (как многие помнят, дубль-структуры относительно "НИКИ") логично-привычно сделать через год, поэтому сегодня – самые краткие заметки.
Суть проста. Каждый год приносит два-три-четыре очень хороших фильма.
Отечественное кинопроизводство для большого экрана по количеству примерно равно тому, что было в советские годы, или даже превышает его.
Человекопосещаемость (извините) кинотеатров далека от той, что была в доинтернетную, доцифровую эпоху.
Пиратство процветает.
Два года подряд число тех, кто покупает билет на российское кино, существенно падает.
Абсолютное большинство фильмов не окупается.
Почти двухлетняя фактическая остановка в финансировании не привела к ожидавшемуся катастрофическому малокартинью.
Успех на мировых фестивалях – главная оценка фильма среди референтной аудитории.
Режиссеры и прочие профессионалы кино должны переориентироваться на качественную телепродукцию – телефильмы и сериалы. Должны привыкнуть к мысли, что постановка для большого экрана теперь – подарок судьбы.
Лучшие работы для домашнего экрана делают, разумеется, хорошие кинорежиссеры.
Телеканалы должны осознать, что рекламная поддержка прокатных картин – не только дело бизнеса, но также имиджа (можно рассматривать его как неотъемлемую часть бизнеса – но не исключительно большого бизнеса).

Покровительство телеканалов определяет в нашей кинонедоиндустрии гораздо больше, чем догадывается рядовой зритель. В известном смысле все, что пишем мы, критики, о существующих раскладах (кроме суммы реальных сборов, если считать их реальными) – не точнее, чем более-менее остроумные домыслы.

В самом начале церемонии "Золотого Орла" очень правильный текст написали ведущему Дмитрию Нагиеву – о связи кино и телевидения. Мол, никто в этом зале в прошлом году не пожалел времени на телеработу. Да. Но есть парадокс: телефильмы и сериалы часто идут почти анонимными – имена их постановщиков просто замалчиваются. И еще – эти произведения остаются практически без критической оценки. Рейтинг и немногие призы (обе категории довольно условные) – вот критерии их успешности, но профессионального обсуждения фактически нет.

Ни в коем случае не преувеличиваю роль критики в нынешнем процессе, однако множество раз просила прощения у актеров-режиссеров, желающих услышать грамотное суждение о сделанном, за то, что не могу ничего сказать. Редкий критик имеет время смотреть сериалы или способен обнаружить фильм в программке без специальной наводки. Создателям остается уповать лишь на грамотного редактора в редчайшем случае, когда он присутствует (даже если его мнение – ничто для продюсера и руководства телеканала-заказчика).
А без профессионального обсуждения "фильмовой продукции" ее "среднюю" культуру не поднять. Впрочем, тут есть и существенный властный заказ; не стан заходить сейчас на эту территорию.

Итак, лучший телефильм или мини-сериал – "Вербное воскресенье" Антона Сиверса (РВС-Санкт-Петербург, продюсеры Юрий Сапронов, Андрей Смирнов, Дмитрий Месхиев). Он победил "Котовского" Станислава Назирова и "Пелагею и Белого бульдога" Юрия Мороза. Увы, без комментариев: не видела.
Лучшим телевизионным "большим" сериалом признан "Исаев" Сергея Урсуляка (Студия "Дед Мороз" по заказу "Централ Партнершип", продюсеры: Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян). При всем уважении к Урсуляку не могу сказать, что он сравнялся в этой работе со своей же выдающейся "Ликвидацией" и с "Семнадцатью мгновениями весны" Татьяны Лиозновой. Кроме того, народный успех однозначно больше сопутствовал сериалу "Вольф Мессинг. Видевший сквозь время" Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. О третьем конкуренте – "Я вернусь" Елены Немых – даже не слышала ничего, к сожалению.
Кстати, списки номинантов составляются по представлению экспертного совета премии и двух туров голосования академиков. Сериал Валерии Гай-Германики "Школа" – событие года в социальном и эстетическом плане – голосования не выдержал.

В актерских номинациях выделены Полина Кутепова ("Пелагея и Белый бульдог") и, посмертно, Владислав Галкин ("Котовский").

Лучшим игровым фильмом признали "Как я провел этим летом" Алексея Попогребского (телеканал "Россия", кинокомпания "Коктебель", при поддержке министерства культуры РФ и правительства Чукотки. Продюсеры Роман Борисевич, Александр Кушаев). Он обошел в голосовании столь же, на мой взгляд, замечательных "Овсянок" Алексея Федорченко и три так называемых патриотических блокбастера (в каждом случае ударение ставим на разные части этого словосочетания): "Брестскую крепость" Александра Котта, "Кандагар" Андрея Кавуна и "Край" Алексея Учителя.

Здесь многое можно сказать о глубинном преимуществе артхауса над "блокбастерами", ограничусь напоминанием: "Золотой Орел" за свою сложную историю все же награждал самым высоким призом такие замечательные фильмы, как "Кукушка" Александра Рогожкина (2002) и "Дикое поле" Михаила Калатозишвили (2008). Работа Попогребского – в этом безупречном ряду.
По счастью, "Как я провел…" оказалась свободна от конкуренции с картиной "Утомленные солнцем: Предстояние". Никита Михалков проявил мудрость и не стал претендовать на свою же премию с первым фильмом второй части эпопеи (вряд ли можно надеяться на подобную чуткость в 2012-м, когда "З.Орел" раскинет крыла в десятый раз). Несомненно, что и прямо, и косвенно помог картине Попогребского также успех в Берлине (обеспечил большую рекламу и известность) и в Лондоне. В итоге она прозвучала еще дважды: сам Попогребский получил награду за лучший сценарий, а Павел Костомаров – за лучшую операторскую работу. Если учесть, что Григорий Добрыгин взял спонсоркий приз, то без привычной уже "отметки" остался один Сергей Пускепалис.

Отдельным абзацем не промолчу: лучший фильм прошлого года по версии Гильдии киноведов и кинокритиков "Белый слон" – балабановский "Кочегар" – не вошел, как видите, даже в число номинантов. Выводы, как и в случае со "Школой", делайте сами. Правда, Балабанов и Гай-Германика значатся в списке режиссеров.
А награжденные в Венеции (трижды), Абу-даби, Владивостоке и Анапе "Овсянки" отмечены только за роль второго плана – работу Виктора Сухорукова.

Зато триумфатором оказался "Край" Алексея Учителя: "Орлы" прилетели за лучшие режиссуру, мужскую и женскую роли – соответственно, Владимиру Машкову и Аньорке Штерхель, за лучшую женскую роль второго плана – Юлии Пересильд. Судьба этой картины в целом похожа на качели: много взлетов-надежд-номинаций (вплоть до "Золотого Глобуса") – и почти столько же несбывшегося. Учитель обладает коллекцией наград за разные свои фильмы, в том числе, знаками отличия за собственно режиссуру, его дважды посылали от страны на охоту за "Оскаром" ("Дневник его жены" и "Край")… все же, по моему мнению, внешних профессиональных достоинств у фильмов этого автора больше, чем внутренних.

И в случае с фильмом "Край" непростительной оплошностью экспертного совета "Золотого Орла" стало отсутствие в рекомендательном списке имени художника-постановщика Веры Зелинской. Именно ее работа в "Крае" поражает сильнее всего: надо было же построить и этот поселок, и этот мост, и эти бараки, и довести до нужной изобразительной кондиции эти фильмообразующие паровозы. Причем – в лесу, многое – зимой… Все сделано так, что работа художника незаметна, что есть высшая ему профессиональная похвала.

"Зато" награды лучшему художнику и лучшему художнику по костюмам Наталья Кочергиной и Лидии Крюковой за их труды над "Маленькими трагедиями" Ирины Евтеевой очень понятны. Оба этих ленфильмовских мастера – настоящие творцы, здесь им представился случай очень, во всех смыслах слова, ярко проявить себя – и академики, разумеется, не могли устоять против такой фантазии.

Из композиторов выделили (далеко не в первый раз) Евгения Догу за музыку к "Рябиновому вальсу" дебютантки Алены Семеновой (мало кто видел, но "неважно"). Из монтажеров – Марию Сергеенкову за "Брестскую крепость": достойна поощрения хотя бы за огромную работу – фильм длиннющий. Как достойны и звукорежиссеры Филипп Ламшин и Анатолий Белозеров – всем им немало пришлось пахать, чтобы выстроить образ начала войны как можно менее искусственным.

Среди огромного числа неигровых работ лучшей признали фильм "Виктор Астафьев. Веселый солдат" режиссера Андрея Зайцева: герой картины, и правда, сильнее многих и многих. А в анимационном кино всех превзошли "Звездные собаки Белка и Стрелка"
Святослава Ушакова и Инны Евланниковой – если учесть и существенный финансовый их успех, то можно не придираться к необходимости разделения анимации на авторскую и полнометражную (спрячу за этим словом понятие "коммерческую", ибо не так все грубо-однозначно).

"Золотой Орел" за выдающийся вклад в мировой кинематограф получила итальянская актриса Клаудия Кардинале. По мнению Национальной Академии кинематографических искусств и наук России лучший зарубежный фильм в российском прокате – "Аватар" Джеймса Кэмерона.

В целом конфигурация наград кажется даже несколько более уравновешенной, чем обыкновенно на "Золотом Орле", где традиционно выше взлетают птенцы михалковского гнезда. Или это я не вижу прямой принадлежности многих лауреатов к сему инкубатору. Впереди версия Российской академии кинематографических искусств НИКА. Надеюсь, Юлий Гусман выйдет в парике, символизирующем Фонд поддержки кино (кто видел вчерашнюю церемонию, тот меня поймет).

Впрочем, в какую прическу не заплети результаты минувшего киногода, расклад остается прежним… два-три четыре очень хороших фильма есть всегда. А что ж мы рвем на себе волосы?

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Часто приходится слышать суждения о том, что болезни и несчастья - это наказание Бога за грехи. Но в жизни бывают и случаи, когда страдают очень хорошие, добрые люди или их дети. Почему так происходит?   В Библии есть такой эпизод: 1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о ...
Наша группировка «беспонтовый фотограф» вновь совершила прогулку! Отправились в излюбленные мною места на Чусовой — по селу Слобода, на Георгиевский и Часовой камни, а затем и на Собачьи рёбра. ...
Вот здесь несколько интересных ссылок . В частности, там упомянут большой концерт, где на 38-й минуте исполняется, насколько я смог понять, демшизовая песня "Жить всегда". Ну, кто из нас без греха, пусть первым бросит в Васю камень. Однако вот что зацепило моё внимание: песня ...
Мне приходилось принимать участие в работе двух Красноярских экономических форумов, поэтому в целом я согласен с комментаторами, сравнивающими это событие с Давосом. То есть – это большая тусовка, которая используется для установления ...
Работы Алексии Синклер ...