КИНОИСПОВЕДЬ ДВАДЦАТИЛЕТНИХ
drugoe_kino — 01.08.2018 "Кислота" (реж. А. Горчилин, 2018)Если бы все российские дебюты были таковы, я был бы спокоен за родной кинематограф. С уверенностью можно сказать, что родился новый молодой и талантливый режиссер.
26-летний Александр Горчилин снял... Многие уже окрестили лучший дебют Кинотавра "манифестом 20-летних", но это не манифест. Нет в нём никакого призыва. Никакого "Дальше действовать будем мы!". Я бы скорее назвал работу Горчилина исповедью 20-летних. Очередное поколение осознает себя потерявшимся и ищет свое место под солнцем. Что, само по себе, конечно, старо как мир, но вот форма... Форма однозначно заслуживает внимания!
Взяв к себе в сценаристы другого кино-дебютанта, драматурга Валерия Печейкина, до селе известного только по театральным пьесам, Горчилин создаёт портрет нашего времени - узнаваемый практически в каждом эпизоде, причем отнюдь не ограниченного возрастной планкой между 20-ю и 30-ю. В кадре жизнь всех поколений от школьников, перегруженных учебой, до бабушек, которые ещё вполне себе "sexy". Достается родителям, условным "заЧО" - чуть что линяющим в йога-туры на Бали или исчезающих в башнях Moscow-City. Лихо подмечены тридцатилетние с их не всегда искренним интересом к современному искусству, с метаниями между церковными молитвами и сексуальными оргиями, которые, стоит отметить отдельно, в фильме показаны просто мастерски!
Но самое главное, пожалуй..."Кислота" цепляет! И не только картинкой и точностью наблюдений, но и сочетанием боли и драйва. Неспроста, буквально в самом начале, звучит знаменитый техно-хит "Why does my heart feel so bad". (Если вы вдруг никогда не слушали Moby, срочно исправляйте эту оплошность)
Не раскрывая сюжет, скажу, что главные герои, условных 20-ти лет, сыгранные Филиппом Авдеевым ("Класс коррекции"), Александром Кузнецовым и Ариной Шевцовой, очень живые и объемные. Терзаемые вечными вопросами, непонимающие себя и непонятые другими, ходящие по тонкой грани между жизнь и смертью, ищущие утешение в сексе, в наркотиках, в музыке, в любви, в Боге.
Удивила операторская работа Ксении Середы - энергичная, с собственным почерком. Давно не видел такого количества лиц крупным планом. Ксения также работала на первых пробах пера Александра, документальных лентах о Гоголь-Центре - "Русские сказки" и "#КомуНаРусиЖитьХорошо". А до того участвовала в таких же дебютных проектах Владимира Бека - "Без кожи" и "Птичка" (последняя также однозначно рекомендуется к просмотру!)
С "Птичкой" "Кислоту" роднит не только операторская работа, но и мощнейшие эпизоды с Петром Скворцовым, известным в первую очередь по фильму "(М)ученик". Порадовался также, обнаружив в других эпизодах двух прекрасных актрис - Розу Хайруллину("Орда", т/с "Ольга") и Даниэлу Стоянович("Дикое поле").
Из оригинальных находок фильма мне очень понравилось, что "чеховское ружье" стреляет, вопреки обычаю, не раз, а несколько. Всякий раз по-новому. Кроме того, "Кислота" объединяет в одно два традиционно непересекающихся русских киномира - мир красивой жизни и мир "чернухи". И хотя пересечение не получилось сильно выпуклым, но само по себе знаково. Внезапно сюрреалистичный финал "Кислоты" вряд ли можно назвать хэппи-эндом. Картина не даёт ответов о том, как будут жить дальше её герои. И не дает советов, как жить нам, зрителям. Только постулирует, в каком настоящем мы живём - саундтрек, под который прокручиваются титры, вызывает тревожные чувства.
Знаково, что человек, до сих пор не упомянутый в этом тексте, но без которого эта картина никогда бы не случилась - наставник, учитель, коллега, друг всех вышеперечисленных людей, - находящийся в каких-то 600 метрах от триумфальной премьеры на Стрелке и не имеющий возможности разделить радость успеха своих актеров и учеников, великолепный режиссёр, драматург и просто большой человек #МойДругКириллСеребренников.
#Strelka #КинофестивальНаСтрелке #прокино #strelkafilmfestival #strelkasummer #Кислота
|
</> |