Километры памяти
auvasilev — 21.07.2025
Посмотрел тут на днях очередной современный относительно документальный фильм про Олимпиаду-80. "Очередной" потому, что уже довольно давно, а последние годы особенно, появилось множество таких фильмов, которые со все более теплой и ностальгической интонацией вспоминают о том хорошем, что было в СССР. Фильмы разные по уровню точности и правдивости, но мне, как современнику, они всегда в определённой, конечно, степени, но любопытны.
А сюжет о той Олимпиаде особенно. Дело в то, что года три я вел в газете "Московский комсомолец" еженедельную полосу "Олимпийская стройплощадка", посвященную чисто строительным проблемам при возведении спортивных олимпийских объектов, был по этому поводу даже включён в специальную группу по подготовке, руководимую лично Виктором Васильевичем Гришиным, за что потом получил премию Союза журналистов и билет на открытие, которым, правда, не воспользовался, а улетел первый раз в жизни за границу, в Будапешт, что тоже было одной из наград за доблестный труд.
Но это, что называется, совсем другая история, просто к слову, сейчас не об этом. А дело в том, что в фильме, о котором говорю, прозвучало, что пятьдесят тысяч "антисоциальных элементов" перед Олимпиадой было выселено из столицы и "оттуда пошло выражение про сто первый километр".
Я даже вздрогнул. И не буду сейчас подробнее говорить об истории и смысле выражения "сто первый километр". Хотя она и любопытная, но, во-первых, достаточно хорошо известная, а, во-вторых, слишком долгая. Но в данном случае главное не это, а то, что по одной такой фразе сразу становится понятно, насколько люди, делающие такие фильмы, уже совсем далеки от той эпохи и невольно, даже без всякого злого умысла не могут обойтись без такого рода то ли ошибок, то ли просто оговорок.
Ведь практически любой мой сверстник, не говоря уже о старших поколениях, слышал про сто первый километр задолго до всякой Олимпиады. Хотя термин это был, особенно в послесталинские времена, не особо официальным и формальным, но им достаточно широко пользовались, правда, у нас на Колыме чаще говорили о "минусах". "Минус десять", "минус двадцать" и так далее, это о списке крупных городов, приграничных районов, закрытых объектах и т.п., в которых нельзя было селиться определенным категориям граждан и даже жить и работать ближе, чем в ста километрах от них.
И я прекрасно помню, как ещё в пятидесятых-шестидесятых многие знакомые моей семьи, строя планы на переезд "на материк", постоянно говорили и об этих своих "минусах", и о ста километрах вокруг них.
Но это так, мелочь, конечно. А вообще фильм про Олимпиаду посмотрел с большим удовольствием. Действительно, несмотря на все сложности и скандалы вокруг неё, время было весьма интересное, а событие чрезвычайно важное и для людей, и вообще для всей страны в целом. Я тогда впервые свободно купил в киоске финский сок в пакетике с приклеенной к нему трубочкой и пачку сигарет "Мальборо".
Кстати, сок очень понравился, а вот сигареты совсем не пошли. И до сих пор в этом отношении вкусы не изменились.
|
|
</> |
Секреты древних традиций: виды массажей, которые изменят вашу жизнь
Мерзавчик
Умер Эрик Булатов — художник, который превратил слова в решётку, а небо — в
«Начинали с двух коробок пластилина»: как появился Иж-2715 и почему его не
Воскресные коты
Засекреченное сообщение с «Салюта-7»: что космонавты увидели на орбите в 1984
Ким Дотком призвал президента России проучить Запад
Режиссёры советского и российского кино. Марлен Хуциев
кризис карательной психиатрии в ЛР

