Казус Муссолини

Разверну недавнюю реплику, поскольку удалось придумать удачную - думается - иллюстрацию к важному тезису. А именно, к утверждению о том, что для политиков война "плоха" постольку, поскольку является процессом непредсказуемым. "Для политиков" в этом утверждении важно потому, что именно они принимают решения о начале и прекращении войны, и именно в их логике надо пытаться работать. "Непредсказуемость! же следует понимать так: речь не о том, что война - игра с рискованными ставками, а о том, что это - игра с неизвестными ставками, которая заканчивается неизвестно чем.
Пример с Италией во Второй мировой представляется мне достаточно ярким. Легко, конечно, беды итальянцев свалить на недальновидную политику Муссолини - благо, Черчилль по этому поводу удачно пошутил. Но посмотреть на эту историю можно и под другим - даже если ничего основательного по этому поводу не читал (а я пока не читал).
Первое, что следует отметить: Муссолини и Ко попытались существенно снизить степень неопределённости. Италия вступила в войну 10 июня 1940 г. - а не, скажем, 4 сентября 1939 г. или 11 мая 1940 г. Очевидно, Муссолини попытался вступить в войну в тот самый момент, когда её исход - как ему казалось - вполне определился. Более того, Муссолини при этом опирался на позитивный прецедент: внешняя политика Италии в начале Второй мировой была аналогична внешней политике Италии в начале Первой мировой. Тогда правительство Италии также решило воспользоваться внезапно нарисовавшейся свободой рук и подождать - выбор времени вступлению в войну и выбор стороны был поставлен в зависимость от хода и исхода первых столкновений. Снижение степени неопределённости и опора на позитивный исторический опыт - едва ли многие назовут такое ведение политики негодным. Результат, однако же, был печальный - не только для итальянцев, но и лично для Муссолини.
Второе: едва ли в 1939-1940 гг. Муссолини и его помощники думали о том, что итальянские солдаты будут умирать под Сталинградом, американские солдаты приедут в Рим и привезут с собой американо, а сам Муссолини будет повешен. Я, повторюсь, не знаком с протоколами соответствующих совещаний, пересказами разговоров и прочими свидетельствами относительно процесса принятия решения, но готов спорить на что угодно - описанные выше варианты не рассматривались как возможные. Кто-то мог сказать "это может закончиться катастрофой", но конкретная ставка не была известна. Полноценный анализ выгод и рисков был невозможен. Муссолини не думал чего-то вроде "меня, конечно, в итоге могут повесить - но ради Туниса стоит рискнуть". А теперь - на секунду - представьте, что Вам предложили сыграть в рулетку, но при этом Вы не знаете, чего лишитесь, если Вам не повезёт.
Вот такой пример - помимо прочих - приходит мне в голову, когда я думаю или говорю о непредсказуемости войны. Пример, разумеется, не является аргументом. Но, полагаю, идея теперь высказана намного понятней.
|
</> |