Казань. Мечети


В Казани более 80 мечетей и 80 церквей, есть синагоги и другие храмы, но сегодня про мечети, конечно мы за два дня не смогли охватить и половины мечетей, но про некоторые расскажу.
На заглавном фото Мечеть Нурулла (ее также называют Сенная, Седьмая соборная).
Архитектор - Финн Александр Ломан, восемь лет проработавший главным губернским зодчим в Казани.
Нурулла скорее не про Каму и Волгу, а про Каспий и Черное море — она отличается от других мечетей старой Казани цилиндрической формой и плоским, будто бы вытесанным из камня где-то в дербентских горах, фасадом. Но Ломан не забыл о булгарском наследии — посмотрите на отдельно стоящий минарет, напоминающий дозорную башню. Все элементы декора выкрашены в любимый цвет мусульман-суннитов Поволжья — зеленый.
До того как Казань завоевал Иван Грозный, на месте мечети было мусульманское кладбище, а потом в эту часть города стали переселять татар.

Султановская мечеть (ее также называют Усмановская, Восьмая соборная, Красная)

Архитектор так и не выявлен, в Султановской мечети молельный зал грубой прямоугольной формы. Здание массивными стенами и широкими комнатами навевает ассоциации с романскими храмами-крепостями. Восточный менталитет проглядывает в декоре и цветовой гамме: фасад окрашен в зелено-голубой. Прямоугольную грубоватость молельного зала подчеркивает пикообразный минарет, но сглаживают большие арочные окна и другие округленные элементы декора вроде наличников, карнизов и филенок.

Строительству мечети хотел помешать казанский архиерей Антоний — он обратился к обер-прокурору Синода с жалобой, в которой выражал обеспокоенность бумом строительства мечетей в городе и негодовал по поводу того, что Усмановская мечеть находится недалеко от православной церкви, «учрежденной в честь Тихвинской иконы Божьей Матери». Переписка Антония с властями длилась больше года, но в итоге ему отказали.

Галеевская мечеть (ее также называют Пятая соборная), архитектор неизвестнет.
Мечеть относится к традиционным татарским двухзальным храмам с минаретом на крыше. Выполнена в стиле позднего классицизма: фасад украшают колонны, пилястры, лепные карнизы и другие классические элементы, повторяющие античную храмовую архитектуру, выглядит Галеевская мечеть значительно беднее, чем два предыдущих барочных храма. У здания начала XIX века строгая геометрия: два прямоугольных окна, плоская колонна, четыре овальных окна, плоская колонна, снова два прямоугольных окна. Минарет закруглен, из-за резкой смены объема между ярусами напоминает пику и похож скорее на надзорную башню, чем на рабочее место муэдзина.
До революции мечеть была интеллектуальным центром татарской общественности — в разное время здесь молились Габдулла Тукай, Каюм Насыри, Галиаскар Камал, Шигабутдин Марджани, Наки Исанбет. А помощник последнего муллы Мухаммадзян Галеев основал реформаторское медресе «Мухаммадия», в котором впервые начали обучать светским наукам — математике, географии, русскому языку и т.д.

Мечеть Аль-Марджани (ее также называют Первая соборная, Старокаменная, Юнусовская)
Предположительно, проектировщиком мечети Аль-Марджани был первый казанский профессиональный архитектор Василий Кафтырев.

Мечеть построена в традициях татарской средневековой архитектуры — с минаретом на крыше. Такую конфигурацию здания купцы Волжской Булгарии подсмотрели во время путешествий в Среднюю Азию, и до конца XVIII века это был единственный тип мечетей, который разрешали строить власти Казанской губернии. Фасад и интерьер оформлены в духе русского барокко — кажется, что архитекторы использовали столько элементов декора, на сколько хватило денег. Если в столицах здания стремились строить шире и выше, в Казани все силы уходили на фасад: окна с цветочным рисунком на наличниках чередуются с массивными колоннами. Внутри — молельный зал, со всех сторон украшенный лилиями. Обратите внимание на ворота, по краям которых стоят две башенки: это единственный закругленный элемент в композиции мечети, все остальное — с углами.
В спешке строители неверно рассчитали направление на Мекку, поэтому кибла до сих пор имеет неточное направление.

Отдельного рассказа заслуживает совсем «молодая», но очень красивая мечеть Ирек, которую можно увидеть, прогуливаясь по Кремлевской набережной.

17 ноября 2013 года Казань погрузилась в траур, Боинг 737-500 авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс по маршруту Москва-Казань, рухнул на землю во время посадки, все пассажиры и члены экипажа погибли (всего 50 человек). Среди погибших пассажиров были известные люди, в том числе Диана Гаджиева, ученый-востоковед с мировым именем, шахматистка Гульнара Рашитова, глава управления ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов, а также 23-летний сын главы Республики Рустама Минниханова, Ирек. Есть мнение, что именно в честь погибшего сына глава Татарстана организовал строительство новой мечети.
Строительство началось в 2015 году, его заказчиком выступил благотворительный фонд «БлагоДарение», проект был разработан «Архитектурной мастерской Евгения Болотного».


Основные инвесторы: Равиль Зиганшин (руководитель Производственно-строительного объединения «Казань») и Ирек Салихов (руководитель нефтяной компании «Ядран-Ойл»). Землю под строительство принес в дар ее собственник (Александр Пилишкин, руководитель компании «Татнефтепроводстрой»).
Статусности мечети, конечно, добавляет ее окружение, исторический центр города, набережная, Дворец земледельцев, элитные жилые комплексы (один называется «Дворцовая набережная», второй в народе именуют «Поселок нефтяников»). По замыслу архитекторов новая мечеть должна была выделяться не столько монументальностью, сколько изяществом и красотой отделки. И их замысел удалось воплотить в жизнь!
Специалисты находят сходства мечети Ирек с Белой мечетью Булгара и главной соборной мечетью Казани Кул-Шариф, некоторым она напоминает построенную в 2005 году мечеть шейха Зайда в арабском Абу-Даби.
Мечеть имеет традиционные для ислама минареты (их здесь два) и купол, украшенный мозаикой из смальты с сусальным золотом. Сочетание белоснежного мрамора и голубого цвета в отделке, создают эффект легкости, весь ансамбль смотрится органично и очень воздушно. Внутренняя отделка также не лишена изящества, в росписи стен и купола использованы традиционные геометрические орнаменты и растительные мотивы. Большое количество естественного света дополняет люстра в центре, ажурные галереи и балконы.
С мечетью Ирек, к сожалению, связана череда скандалов и недовольства местных жителей, и на этапе возведения, и после его окончания, в наши дни. Первоначально критике подвергался выбор места, в непосредственной близости от Казанского кремля (а он внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО), один из гражданских активистов добивался даже исключения кремля из этого списка в связи с «новоделом». До революции все мечети строились исключительно в «татарской» части города, за рекой Булак и озером Калбан, правда Ирек стала не первой мечетью, «нарушившей» эту традицию, в 2005 году на территории кремля появилась красавица — Кул-Шариф.
Строительство этой мечети это лишь лишняя иллюстрация того, что для семьи Миннихановых законов и правил не существует. Эту мечеть «из самого белого мрамора в мире» возвели как вы поняли совсем недавно. Равиль Зиганшин, фактически подарил семье Миннихановых соседний дом. Мечеть хоть и открыта для публичного посещения, очевидно, обладает особенным статусом — во-первых, она находится буквально через забор от дома Миннихановых, а во-вторых, там среди ее учредителей — ближайшие родственники президента.
24-летнего Ирека Минниханова, который постоянно жил в Швейцарии, похоронили не здесь, а в центре города, на Аллее Славы. Это мемориальный комплекс в местном парке Горького, где похоронены известные революционеры, деятели культуры и ученые. Захоронений там не было с 1957 года, а спустя полвека там появилась могила Ирека Минниханова.


Верующие, желающие провести намаз, а также туристы, которые хотели осмотреть внутреннее убранство мечети Ирек, неоднократно сталкивались с тем, что охрана их не пускала, чаще всего ссылаясь на проведения каких-либо работ, хотя даже в день торжественного открытия, в августе 2018 года, попасть в нее было невозможно. Да и специальная охрана при мечети, надо сказать, встречается нечасто. Вероятнее всего сказывается близость элитных жилых комплексов и присутствие в числе прихожан почетных и высокопоставленных жителей региона. Не даром, когда вокруг только возведенной мечети стали строить высокий кирпичный забор, горожане стали называет ее «дворцовой». Примечательно, что в переводе с татарского «Ирек» переводится как «свобода». Так или иначе, мечеть Ирек безусловно стала украшением города, те, кому довелось побывать внутри, оставляют только восторженные отзывы, как знать, может быть именно вам повезет!
На сегодня все.
|
</> |