рейтинг блогов

Кавалеры versus круглоголовые - 3

топ 100 блогов qebedo31.07.2021 Шемус, он же Хэмиш, он же Джеймс и его дети (окончание)

Отличительной чертой Англии XVII века от Франции, Испании, Австрии и прочих "гегемонов европейской политики" было то, что в ней имелся парламент. Причем не просто имелся, как кортесы в Испании, Генеральные Штаты во Франции или райхстаг в Священной Римской империи, а очень даже тянул одеяло на себя, цепко держа в руках и не позволяя никому туда "нырять" самое дорогое в государстве - его казну. Всё, что собиралось в королевстве под видом налогов с его жителей, нельзя было тратить никому, кроме парламента - он должен был одобрять все расходы, а в противном случае никто, даже король, не получал из "закромов государства" ни шиллинга. Естественно, королей сие раздражало, но выхода особого не было - Тюдоры как-то еще умели договариваться с парламентом с помощью "кнута и пряника", финансируя довольно амбициозные мероприятия (Хенри VIII и Элизабет I), а вот Стюартам как "иностранцам" доверяли не особо.

Кавалеры versus круглоголовые - 3
Джеймс I не всегда чувствовал себя в этой вашей Англии настоящим королем

Причем политика сия касалась не только расходов королевского двора на "пустяки и развлечения" - такие вопросы, как субсидирование военных действий, например, также контролировались парламентом, и фиг король мог позволить себе самостоятельную внешнюю политику, если депутаты в палате общин не соглашались с нею. Конечно, королям это отчаянно не нравилось, и они использовали все источники добычи денег, которые могли найти помимо парламента - в основном связанные с их феодальными правами как сеньоров. Джеймс I, например, весьма активно торговал титулами - именно при нем появились в Англии баронеты, ими могли стать все, кто заплатил соответствующую цену. Также в казну короля шли разнообразные сборы (например, таможенные) и прочие косвенные налоги. Но увы, государства даже сегодня не в состоянии обойтись без прямого налогообложения граждан, чего уж говорить о XVII веке - проблема хронического безденежья не была решена ни одним королем из династии Стюартов (да и потом ее решили очень просто, и не короли, а парламент - "заштопав" все амбиции и посадив монарха на цивильный лист).

Ничего не мог поделать Джеймс I и с религиозными разногласиями. Сам он изо всех сил поддерживал англиканскую церковь, потому что ее противники и слева (пуритане), и справа (католики) проповедывали подчинение короля - либо папе в Риме, либо Г-ду Б-гу на небесах, что было еще хуже, ибо под Г-дом Б-гом понимали те голоса, которые "разговаривали в голове" у пуритан. Попытки договориться и с теми, и с другими ни к чему не привели - католики ждали полной эмансипации (уравнения прав - то есть отмены дискриминационных законов, принятых в XVI веке), а пуритане - дальнейшего реформирования церкви. Когда же Джеймс I не пошел навстречу ни тем, ни другим, католики устроили ему Пороховой заговор (хотя насколько он был сделан иезуитами, а насколько спецслужбами госсекретаря Роберта Сесила для прямой провокации - тот еще вопрос), а пуритане ответили усилением пропаганды и радикализацией лозунгов.

Кавалеры versus круглоголовые - 3   Кавалеры versus круглоголовые - 3
Хенри, принц Уэльский, и Элизабет, курфюрстина Пфальцская

Во внешней политике Джеймсу I тоже приходилось разрывать пятую точку между двумя стульями. По наследству от Элизабет I ему досталась война с Испанией, в которой, на самом деле, со времен Великой Армады побед уже особо не было, зато торговля и экономика лежали в руинах. Король смог добиться заключения мира, и более того - его заветной целью был союз с Испанией, который бы обезопасил морскую и европейскую торговлю Англии, всегда и по поределению сильно зависящей от импорта. Но протестантское большинство и в стране, и в парламенте требовало "бороться супротив блудницы вавилонской", а паче того - поддерживать Евангелическую унию князей-протестантов в Европе, сопротивлявшуюся претензиям испанских и австрийских фон Хабсбургов и их союзницы Католической лиги. В 1613 году единственная дожившая до брачного возраста дочь короля, принцесса Элизабет, была выдана за курфюрста Фридриха V Пфальцского, а уже в 1620 году "дорогой зять" оказался по уши замешан в разразившейся Тридцатилетней войне.

Джеймсу I всё это жутко не нравилось - он хотел "равновесия" и "срединной силы", он уже придерживался такой политики в Шотландии. Посему родилась мысль выдать сына за католическую принцессу - начались переговоры о свадьбе Хенри, принца Уэльского, с Катариной де Медичи, дочерью великого герцога Фердинандо Тосканского. Но именно из-за того, что принц был протестантом, а принцесса католичкой, свадьба сорвалась. А в 1612 году принц Хенри вообще умер от тифа в возрасте 18 лет, и это была натуральная трагедия - вьюнош рос веселым, общительным и популярным, чего никак нельзя было сказать об его угрюмом, нелюдимом и закомплексованном младшем брате Чарльзе, который теперь стал наследником престола. Но что поделаешь (иконами - так иконами!), пришлось сватать такого принца Уэльского, какой был. И в 1623 году сдружившийся с наследником "Стини" Букингем инициировал самую невероятную дипломатическую авантюру - вдвоем с Чарльзом инкогнито приплыл в Испанию, дабы лично просить у Филиппа IV принцу руку его сестры инфанты Марии Аны. Проект получил название "Испанская партия".

Кавалеры versus круглоголовые - 3   Кавалеры versus круглоголовые - 3
Принц Чарльз и принцесса Анриетта

Испанский король и его первый министр дон Гаспар де Гусман, граф Оливарес, оказались в положении человека, получившего банкноту в миллион долларов - вроде и охренеть, а кто ж ее разменяет? Отдать принцессу некатолику было никаки нельзя, ибо ересь, а не отдавать - война... В итоге после многомесячной феерической муры и даже церемонии "предварительного бракосочетания" Чарльз получил "от ворот поворот" и вернулся к отцу несолоно хлебавши. Зато Джеймс I вынужден был объявить войну (такое-то бесчестье!) и забыть об идее союза с Испанией. Но в итоге своего всё-таки частично добился - за принца Уэльского согласился отдать свою сестру Анриетту король Франции Луи XIII, так что принцессу-католичку в жены наследнику раздобыть таки удалось.

Хотя в итоге этот брак ни к чему хорошему не привел. Принцесса, а в последствие и королева, категорически отказалась переходить в протестантизм (закатывая по этому поводу постоянные истерики) и сохранила католическую веру, так что при ее дворе круглосуточно отирались священники и просто католики, французы и англичане, что вызывала неизбывную и ярким факелом в ночи пламенеющую попоболь лондонцев, требовавших "прекратить это поганское осквернение и богомерзоту!" Более того - пуританские "пропагандоны" очень быстро с помощью жены вымазали в дегте и ее мужа, на голубом глазу утверждая, что принц Чарльз тайно перешел в католицизм и дал клятву папе Римскому уничтожить протестантизм в Англии а всех протестантов зажарить и съесть... Как очень метко подметил в ХХ веке один мрачноватый доктор, этой чудовищной лжи большинство англичан верили практически безоговорочно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Этот фильм можно назвать одновременно смешным, грустным, легким, тяжелым. Здесь очень удачно переплелись жанры мелодрама, комедия, драма. Я бы посоветовала посмотреть этот фильм всей семьей, вместе с детьми, особенно школьного возраста. Вторая Мировая, из Италии в концлагерь были о ...
Перепостил материал Ксении Светловой: «Самер Синджилауи, правая рука Мухаммада Дахлана, бывшего палестинского силовика, который поссорился с Абу-Мазеном и теперь уже много лет живет в ОАЭ, написал пост в сети Х о том, какие лидеры нужны сегодня палестинцам. Мы, конечно, понимаем, кого ...
Олигарх Ринат Ахметов ночью 8 апреля приехал на Октябрьскую площадь под Донецкой областной государственной администрации вести переговоры с протестующими. Ниже расшифровка переговоров. Обратите внимание, как Ахметов пытается втереться в доверие, пытаясь называть себя частью ...
Мне 24. Работаю. Детей нет. Все мысли об этом сопровождаются двойственной реакцией. Помимо огромного желания, чувствую, что внутри гнездится уйма страхов по этому поводу. А что если? А что если он заболеет и умрет из-за врачебной ошибки? Хватит ли у ...
...