рейтинг блогов

Катастрофический триумф

топ 100 блогов vikond6513.02.2024 Катастрофический триумф

Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, началось то, что в СССР пафосно называли "Великой Челюскинской эпопеей". В этот день был раздавлен дрейфующими льдами и быстро затонул ледокольный пароход "Челюскин". Операция по спасению высадившихся на льдину членов команды более-менее успешно завершилась через два месяца, 13 апреля того же года. При катастрофе погиб один человек, но о его гибели в СССР предпочитали не вспоминать.

Спасение челюскинцев стало одним из главных символов советской пропаганды, а грандиозные торжества, организованные по этому поводу, можно было сравнить, разве что, с празднованием перелета Чкалова через Северный полюс или с космическим полетом Гагарина.

Однако, если объективно разобраться, а что же, собственно, произошло? 2 августа 1933 года "Челюскин", только что построенный по советскому заказу в Дании, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. Однако уже 23 сентября, не дойдя до Берингова пролива, он оказался наглухо заблокированным во льдах (как будто, это невозможно было предвидеть заранее!). Интересно, что на борту "Челюскина" имелся гидроплан Ш-2, специально предназначенный для ледовой разведки, но он со своей задачей не справился.

Затем пароход почти пять месяцев беспомощно дрейфовал в ледовом плену, пока 13 февраля 1934 года его не раздавило сходящимися торосами. Покинув тонущее судно, вынужденные полярники построили на льду палаточный лагерь и стали ждать спасения.

Надо сказать, им крупно повезло в том отношении, что катастрофа произошла всего примерно в 150 километрах от ближайшего аэродома на Чукотке. Это позволило организовать эвакуацию по воздуху с использованием относительно небольших одномоторных самолетов малого радиуса действия, способных без особого риска садиться на плавучий лед. Регулярные спасательные полеты начались 7 апреля (почти через два месяца после катастрофы!). За следующую неделю семеро летчиков совершили в общем счете 24 рейса, вывезя всех 104-х обитателей ледового лагеря.

Подводя итог, можно сказать, что новейший, только что купленный за изрядную сумму в валюте крупный корабль водоизмещением 7500 тонн был бездарно и бесполезно угроблен в первом же рейсе. Однако никто из организаторов и руководителей этого "замечательного" мероприятия не был наказан.

Напротив, из них, как из членов команды "Варяга" тридцатью годами ранее, решили сделать эпических героев. Все они получили ордена Красного знамени, в их честь слагали стихи и сочиняли песни, их именами называли улицы, площади и парки, а их торжественная встреча в Москве была устроена с таким размахом и помпой, каких не удостаивался никто из первопроходцев и открывателей новых земель.

Летчики, участвовавшие в спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Их награды, несомненно, были заслуженными, поскольку посадки на небольшую, кое-как расчищенную среди торосов ледовую площадку требовали мастерства и немалого мужества. Однако это тот самый случай, когда героизм одних являлся вынужденным следствием авантюризма, глупости, некомпетентности и раздолбайства других.

Нельзя не отметить еще и такой момент: коммунистическая пропаганда изо всех сил трубила, что спасение челюскинцев является неоспоримым доказательством неимоверной заботы компартии и лично товарища Сталина о сохранении жизни каждого советского человека. Ради этого они готовы пойти на всё и выделять любые средства. Однако на фоне того, что в предыдущем году в СССР от страшного голода умерли миллионы людей, это звучало особо цинично.

Впрочем, любые упоминания о голоде 1932-33 годов в СССР были строго запрещены, а потому этот запредельный цинизм мало кто замечал. А если кто-то и замечал, то предпочитал держать рот на замке, по вполне понятным причинам.

Катастрофический триумф
"Челюскин" со своим первоначальном названием "Лена" во время ходовых испытаний весной 1933 года.

Катастрофический триумф
"Челюскин", зажатый во льдах.

Катастрофический триумф
Запуск мотора самолета Р-5 на чукотском аэродроме Ванкарем перед вылетом в лагерь челюскинцев.

Катастрофический триумф
Помпезная встреча челюскинцев в Москве. Кортеж разукрашенных автомобилией с эскортом конной милиции едет по Тверской улице под дождем приветственных листовок.

Катастрофический триумф
Кортеж въезжает в Кремль. Обратите внимание на густые цепи энкаведешников по обе стороны улицы.

Катастрофический триумф

Катастрофический триумф

Катастрофический триумф
Агитплакаты и почтовые марки, посвященные челюскинцам. Сейчас эта серия марок высоко ценится среди филателистов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень хочется сдохнуть. Или напиться. Или сначала напиться, а потом сдохнуть. Нет никаких сил, никаких желаний. Иногда чего-то такое всплеснет, думаешь - ну вот, норм, можно жить. А потом такая - а нет, показалось. Жора вот, конечно. Хорошо, когда есть Жора. Я, кстати, всё-таки уволилась ...
Задержать без всякого основания несколько десятков журналистов при проведении опроса общественного мнения, совершенно законного, - это не частое явление в нынешней России. Это сильный удар по имиджу власти. Нарушение прав человека в массовом масштабе, причем одновременно и удар по ...
В 20 лет Иоганн Себастьян Бах прошел пешком 400 километров только для того, чтобы попасть на вечер, где Дитрих Букстехуде импровизировал на органе. ...
3 апреля   - день некоторого хаоса и неопределенности. В этот день хорошо подвести итоги, подумать о том, что Вы планируете делать, начиная с 10 апреля - особенно это касается новых проектов и начинаний в бизнесе. Неплохо собраться силамии ...
Разбирать это письмо в посте не буду, мне интересно, что вы напишете. Анализ только пишите, советы не нужно. Я в комментариях присоединюсь потом. Надеюсь, что автор хорошо обдумала, прежде чем писать письмо в рубрику. Господа, давайте вы будете думать до отправки писем, а не после? А ...