Черепаха тяни-толкай
vikond65 — 12.02.2024В комментах к предыдущей заметке я увидал интерес к упомянутому там броневику "Шкода-черепаха", который австрийские фашисты применили в 1934 году против "красных" социал-демократических повстанцев. Официальное название этой забавной машинки, у которой невозможно понять — где зад, а где перед, — "Шкода" РА-II, а прозвище "черепаха" она получила за необычную, округло-обтекаемую форму бронекорпуса, которая резко контрастировала с тогдашними угловатыми бронеавтомобилями.
Первый образец был построен на знаменитой оружейной фирме "Шкода" еще в 1923 году и, по тем временам, выглядел очень футуристично. Однако при этом изготовление сложно изогнутых бронелистов двойной кривизны было чрезвычайно трудоемким делом, поскольку форму им придавали вручную, кузнечными молотами, оббивая раскаленные заготовки на болванках. Толщина брони составляла всего 5,5 миллиметров, но, за счет кривизны, винтовочные пули от нее рикошетировали, если, конечно, речь не шла о бронебойных.
Еще одна особенность машины напрямую соответствовала ее внешности: у нее реально не было ни зада, ни переда. Внутри кабины сидели два водителя спиной друг к другу, у каждого из которых был руль, педали, рычаги и полный комплект приборов. По замыслу создателей, это радикально повышало маневренность бронемашины, для которой было без разницы — в какую сторону ехать. Чтобы сменить направление движения на противоположное, водитель должен был лишь передать управление напарнику, предварительно установив колеса в нейтраль. Кстати, ведущими и управляемыми у "черепашки" были все колеса.
Хитровыдуманность конструкции бронеавтомобиля обусловила его главный недостаток: неимоверно высокую сложность, а соответственно — запредельную себестоимость. К этому добавилась избыточная масса - целых 7,5 тонн, распределенных на четыре колеса, а соответственно — низкая проходимость по грунтовым дорогам, не говоря уж о бездорожье. Плюс — высокая сложность обслуживания и ремонта, а также — теснота в кабине, где с большим трудом, постоянно мешая друг другу, размещались пять членов экипажа.
В общем, чешские военные, испытав броневик, наотрез отказались его закупать. Однако руководству "Шкоды", чтобы не оказаться совсем в пролете, удалось впарить 11 экземпляров и прототип чешской полиции, убедив ее руководство в том, что на мощеных городских улицах машина вполне пригодна для разгона пулеметным огнем бунтующих толп. А полицейские, познакомившись с шедевром чешской инженерно-техническойй мысли, в 1927 году умудрились продать три "черепахи" своим австрийским коллегам. Уличные бои 1934 года в Вене были единственным эпизодом их боевого применения.
В 1939 году, после оккупации Чехии, немцы, ознакомившись со "Шкодами", решили оставить их в полиции, но при этом оснастили радиостанциями с большими поручневыми антеннами. Дальнейшие следы этих машин теряются в тумане истории. Во всяком слкчае, после окончания Второй мировой войны о них нет никакой информации.
На заставке — босоногие чешские детишки разглядывют "черепашек" на улице провинциального городка. Колоризированный фотоснимок 1926 года.
Чертеж "Шкоды" PA-II.
Несерийный бронеавтомобиль "Шкода" PA-I образца 1922 года, на котором чехи впервые опробовали концепцию "Тяни-толкай". Но его бронекорпус был набран из плоских листов, а наверху была установлена поворотная двухпулеметная башня.
PA-II во время армейских испытаний.
PA-II на городской улице. Обратите внимание, что открытая дверь бронекабины камуфлирована изнутри!! По-моему, это единственный подобный случай в истории военной техникки.
PA-II в затейливом чешском камуфляже и в скучно-серой немецкой раскраске с антенной радиостанции.
Один из экземпляров PA-II чехи переделали в пушечный бронеавтомобиль, оснастив его 75-миллиметровым полевым орудием. Но машина получилась настолько перетяжеленной, что на вооружение ее не приняли, а после испытаний - сдали в металлолом.
|
</> |