Кастраты, секс, Василий Первый
tanjand — 24.01.2018К одному из последних постов был оставлен комментарий, поднимающий вопрос однополых отношений и прав на посещение церкви. Но если окунуться в историю христианства, причем, нашего, православного, то можно найти немало удивительного. Вот краткий (очень краткий) рассказ об основателе Македонской династии ВасилииI. Нравственность византийцев была невысокой, надо сказать, и Василий не демонстрировал высот тоже.
Как и многие молодые люди, недавно прибывшие в большой город, Василий, который тогда еще не был Первым не знал, что ему там делать, чем заняться. Но вскоре он поступил на службу к некоему Феофилу, родственнику кесаря Варды и императора Михаила III.
Этот Феофил, прозванный за малый рост Феофилицей, имел страсть набирать в свою свиту слуг видных, доблестных, красивых и рослых, отличавшихся мужеством и телесной силой.
Василий очень приглянулся ему из-за своей красоты; он приблизил его к себе и часто пользовался его услугами. Услуги были весьма специального характера, но юноша, похоже, старался – и не зря. После этого счастье уже не покидало Василия.
Однажды во время охоты от императора Михаила сбежал конь, которого никак не могли поймать. Только Василий сумел догнать его и со своего коня ловко перепрыгнул на спину царского. Михаилу понравилась ловкость Василия, соединенная с мужеством. Он тут же забрал его у Феофила, зачислил в царские страторы, через короткое время произвел в простраторы и, наконец, сделал своим главным спальничим.
После того, как его жизнь улучшилась, Василий встретил еще одного парня, Иоанна, который ему очень понравился. По словам Босуэлла, есть «сохранившаяся средневековая иллюстрация этого инцидента и она показывает, что Василий и Иоанн стоят перед священнослужителем в церкви, и Евангелие открыто перед ними, и мать Иоанна стоит и смотрит». Образ в верхней части этой статьи - это и есть мать Иоанна, фантастически богатая аристократка Данилида, влюбившаяся в Василия Первого.
Она попросила его заключить «духовное братство» с ее сыном Иоанном, а взамен дала ему 30 слуг, много денег и отписала Македонянину большие земельные владения. С тех пор Василий вошел в круг богатейших людей Византии.
Удивительно, но спустя многие годы, придя к царской власти, Василий Македонянин не забудет своей первой благодетельницы. Ее сын Иоанн, «духовный брат» Македонянина, станет протоспафарием и получит «право свободной речи».
А его мать, уже далеко не молодая женщина, будет доставлена в Константинополь, где при встрече передаст царю 500 слуг, евнухов и золотошвеек, обширные поместья в Пелопоннесе, а также другие богатые дары.
Обласканная и вознагражденная титулом «матери царя», она проживет еще долго, а умирая, она завещает ему немалую часть своих колоссальных богатств.
Да, так вот, вскоре после того, как Михаил сделал Василия своим спальничьм, последний начал участвовать в важных государственных делах, хотя не умел ни читать, ни писать, но обладал острым умом. Для повышения социального статуса нового фаворита император женил его на Евдокии Ингерине, своей бывшей возлюбленной. Затем влияние Василия затмило роль Варды, в котором он стал видеть своего главного конкурента.
Убедив императора в опасности, которая может исходить от Варды, Василий 21 апреля 865 г. собственноручно убил Варду. В 866 г. он был коронован со-императором.
Этого ему показалось мало, и он возжелал обрести императорскую корону: в сентябре 867 г. после пира он прикончил и своего благодетеля – упившегося императора прямо в его спальне.
Кстати, Василий всяко заботился о торжестве христианства, причем не только у себя в стране: к его правлению относится любопытное известие о крещении руссов (видимо, т.н. «Приазовской Руси»).
Кастрация была незаконной в империи. Поэтому многие евнухи были изначально рабами, которых кастрировали за пределами империи еще в юном возрасте, а только потом привозили в Византию.
Несколько источников того времени утверждали, что евнухи часто использовались в качестве сексуальных рабов. Это было официально запрещено, и церковь изо всех сил старалась найти способ остановить подобную практику, напрямую не осуждая рабство (и, тем самым, императора).
Проблема иллюстрируется в записях святого X века Андрея Шута, который писал, что «…если раб не подчиняется, то его будут наказывать…». Но Андрей настаивал на том, что «если рабы не поддерживают отвратительные страсти своих хозяев, то они трижды блаженны, ибо они могут считаться мучениками». У этих бедолаг была своя судьба, не только секс-рабов.
Евнухов в Византийском государстве можно было найти на любой должности: от придворных священников до генералов. Обычно их воспринимали как безобидных, ни на что не претендующих людей, поскольку у евнухов не было детей, которые могли бы наследовать их статус. Тем не менее, евнухи не всегда были «безобидными».
К примеру, Иоанн Орфанотроф (смотритель Константинопольского приюта для сирот) прославился тем, что сыграл ключевую роль в царствование императоров Романа III (1028—1034) и своего брата Михаила IV (1034—1041).
Вернусь к судьбе Василия.
Василий I умер 29 августа 886 г. По одной из версий, его поддел рогом на охоте олень и, зацепив за пояс, долго тащил по лесу, пока один из телохранителей не догнал его и не перерубил пояс мечом. Придя в себя, император распорядился сначала выяснить, не злоумышлял ли его спаситель, обнажая меч на василевса. Получив во время такого приключения смертельные ушибы, он скончался через несколько дней. Согласно версии Багрянородного, Василия I поразило «истечение желудка».
Вот так: постель, секс, мужчины, женщины, предательство и убийства – все способствовало славному пути Македонянина, основателя Македонской династии, любимца православной церкви. Пока смерть не настигла его.
было использовано, еще,
http://vizantolog.ru/wp-content/uploads/2015/10/T4.pdf
|
</> |