КАРЛ БРЮЛЛОВ. ИТАЛЬЯНСКОЕ УТРО vs ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОЛДЕНЬ


Часть 1.
В 1823 году Карл Брюллов впервые ступил на итальянскую землю. Для молодых художников его поколения, не только русских, но и европейских, Италия представлялась почти Землёй обетованной, и попасть в Рим, Неаполь или Флоренцию было невероятной удачей, ради которой можно было пойти на многое. Александр Иванов, например, отказался от женитьбы, а Карлу Брюллову пришлось стать членом только что созданного Общества поощрения художников, чтобы получить средства на такую поездку.
Общество поощрения художников, созданное группой меценатов при поддержке членов императорской семьи, как и любой грантодатель, требовало от своих благополучателей детального и подробного отчёта о том, на что они потратили полученные средства. Таким отчётом и являлись созданные во время заграничной поездки картины. Одной из первых отчётных работ, отправленных Карлом Брюлловым в Россию из Италии оказалось "Итальянское утро".
Эта прелестная жанровая сценка с лёгким эротическим подтекстом, где красивая молодая итальянка, по пояс обнаженная, умывается возле фонтана, сразу понравилась всем, кто ее увидел как в Италии, так и в России. Брюллов необычайно удачно выбрал модель, девушку с классическими чертами лица и стройной фигуркой, так что даже частично раздетая, она выглядит на редкость целомудренно.
Картина кажется наполненной нежностью, какой-то трепетной невинностью и утонченной красотой. Утреннее, ещё пока не ослепительное и жгучее, южное солнце ласкает спину героини, при этом деликатно затеняя её юную упругую грудь и лицо. Солнечные лучи, отражаясь от тонкой струи воды, текущей из фонтана, подчеркивают тонкие черты лица героини: классической формы нос, пухлые губы, полуопущенные веки с черными ресницами, под которыми угадываются темные глаза. Героиня сосредоточена на утренем туалете и не замечает ничего вокруг. При этом девушка полна природного обаяния, она как будто сама излучает какое-то особое тепло. Детали её облика, такие как простенькая сережка в ухе, делают ее образ ещё более притягательным и близким зрителю.
Темный фон картины и необычный свет позволяют зрителям во всех тонкостях разглядеть модель, не отвлекаясь при этом на какие-либо дополнительные детали. Художнику удалось добиться исключительно достоверных цветовых сочетаний, блестяще передать фактуру воды, камня, смуглой теплой кожи.
Для самого Брюллова наибольший интерес представляла в данном случае именно работа со светом. Он писал свою модель на натуре в утренние часы, так что она действительно была освещена мягкими утренними лучами солнца, при этом художник уделили особое внимание игре светотени на смуглой коже героини. Сам он писал об этом так:
"...Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна..."
Общество поощрения художников преподнесло "Итальянское утро" в дар Александре Федоровне, супруге будущего императора Николая I, и она выразила желание получить к нему какую-нибудь парную картину.
Заказ был передан художнику и ему пришлось прислушаться к мнению своих спонсоров, поэтому спустя почти четыре года Брюллов приступил к работе над картиной "Итальянский полдень", которая предполагалась в качестве парной к "Итальянскому утру".
Продолжение следует...