Капитализм как агония 2
anlazz — 26.07.2024 Итак, как уже было сказано в прошлом посте , капитализм имел семена своей гибели, только родившись. Впрочем, как раз это не удивительно - так можно сказать про что угодно. Поэтому скажу более конкретно: только появившись, капитализм уже направился к своей гибели, без выходя на "участок стабильности" - он принялся активно "капитализировать" все имеющиеся социосистемы. Те, которые при этом и давали ему - капитализму - возможность выживания, потому, что производили один из главнейших элементов капитализма. Рабочую силу.То, что сам капитализм производить не может в принципе. Поэтому никакого "здорового капитализма" или "настоящего капитализма" - о коем так часто мечтают современные консерваторы, противопоставляя его "упадочному глобализму" - быть не может в принципе. Капитализм "нездоров" изначально, он сам, по сути, есть болезнь. А точнее даже - агония. Агония того, что марксисты именуют "классовым обществом", иногда - "экономической формацией". А все остальные привыкли к иному названию: "человеческая цивилизация".
Да, именно так: собственно, то же понятие "цивилизованный человек" означает "недикарь", то есть, не человек живущий при общинном мироустройстве. Как различные "папуасы", "африканцы" и "индейцы", которые не ведают частной собственности и всех производных от нее, вроде государственной власти и ссудного процента. Этим гордились - потому, что считалось, что государственная власть и ссудный процент всегда ведут к процветанию и победам. Правда, впоследствии - где-то к концу ХХ века - выяснилось, что большую часть "человеческой цивилизации" люди жили хуже и меньше, нежели в развитых общинных социумах. (Скажем, в Имперском Риме - 25 лет при том, что в Чатал-Гуюке за четыре тысячи лет до этого - 30 лет. Разумеется, речь идет о средней продолжительности жизни, но общую тенденцию она отражает.
Но, в любом случае, римские легионы били варварские племена, а британские солдаты в красных мундирах валили сотни раскрашенных воинов через две тысячи лет после. Это казалось аксиомой, это казалось истиной в последней инстанции, непоколебимой скалой: цивилизованный человек побеждает всегда. А значит - он прав, и он будет вечно править в этом мире! Потому, что ничто не способно противостоять настоящей цивилизации - в особенности, если под ней подразумевать "Великую Европейскую Цивилизацию", основанную на Habeas Corpus и "Великой Хартии Вольностей"!
И уж конечно, все разговоры о том, что можно построить какое-то "общество равенства" - а их было так же достаточно много, что объяснимо в связи с указанным выше - рассматривались всегда, как чистая утопия. (Собственно, и сама "Утопия" Мора писалась им именно как... ну, да, как утопия, полностью нереализуемое общество. Т.е., сам Мор ни грамма не верил в возможность этого, и скорее хотел просто "поддеть" своих современников данной моделью, показав их грехи и пороки, нежели создать свою "Утопию" в реальности.) Недаром все религии "отправляли" желающих оного или в "глубокое прошлое" - во времена "Золотого века" - или в не менее "глубокое будущее". А в настоящем всегда подразумевали, что будут цари и рабы, и что именно этот порядок является естественным.
Так было в течение не веков даже - а тысячелетий! Сменяющие друг друга мироустройства "царей и рабов", а так же бесплодные "мечты о счастье" для большинства! (Для утешения был "тот свет" - и то не везде!) Но в позапрошлом столетии ситуация изменилась. В том смысле, что стало понятно - пускай и не для всех - то, что любое явление, имеющее свое начало, имеет и свой конец. (То есть - вечных истин не бывает.) Более того: было доказано, что оное может быть объяснено не только через какой-нибудь мифический "Мировой дух", но через вполне объективные, материальные свойства сложных систем. (Пускай понятие "система" еще отсутствовало.) И к классовому устройству оное вполне применимо!
Правда, тогда - в середине XIX столетия - еще было сложно понять: как конкретно может осуществиться подобное изменение. (Теория эволюции еще не была разработана даже применительно к биологии, ну и т.д.) Отсюда проистекает и ряд проблем у "Стандартной модели" - она же "Классический исторический материализм" - в плане моделирования конкретных моментов, должных привести к смене социального устройства. Например, в качестве главного механизма смены устройства Маркс выбрал "интуитивно предполагаемый" вариант "революции в наиболее совершенном государстве" - при том, что в реальности не только "все пошло не так". (То есть, Пролетарская Революция произошла не в Великобритании, а в России!)
Но и в иных вариантах "эволюционного процесса" - скажем, в случае биологической эволюции - "самые совершенные" так же никогда не дают новые ветви. Скорее наоборот. (См. ту же историю с динозаврами, бывшими с течение десятков миллионов лет "хозяевами мира".) Впрочем, понятно, что ожидать от одного - ну ладно, двух - людей создания "общей теории всего", просто смешно: это не под силу никому, тем более в области, где "базовый временной период" равен поколению! (Т.е., поставить опыт - даже в виде наблюдения - можно только за время, большее, нежели человеческая жизнь.) Скорее наоборот: можно только удивляться, как при имеющемся "опытном материале" основоположники смогли сделать такое количество верных выводов.
Впрочем, ладно - тут мы уже довольно далеко ушли от исходной темы. Поэтому стоит только отметить, что - как становится очевидным сейчас - с переходом от феодализма к капитализму, к наивысшему виду классового мироустройства, последнее реально, в полном соответствии с законами диалектики, подошло к своему концу. К порогу, после которого уже невозможно осуществлять дальше "классовые практики" - и, прежде всего, отчуждение человека и вытекающее из него разделение труда - так, чтобы не убить систему вообще. (См. приведенный в прошлом посте пример с практической остановкой воспроизводства рабочей силы в мире "абсолютного отчуждения.)
Что это значит? Да то, что - как уже было сказано - придется обращать "маховик отчуждения" вспять. То есть, снижать его уровень, мирясь с неизбежным падением уровня разделения труда - в перспективе сведя последнее к нулю. То есть, к тому положению, что каждый человек сможет делать все, что необходимо для существования общества - от изготовления кастрюль до лечения радикулита. (Причем, предпосылки к оному существуют уже сейчас - но данная тема слишком велика, и должна быть рассмотрена отдельно.) Тут же можно сказать только, что в этом самом обществе отношения будут совершенно иные, нежели были в обществе классовом - с его законами, властью, государственным и частным насилием, эксплуатацией и отчуждением, т.е., тем, что так привычно нам со всей нашей "великой культурой". (Которая и представляет собой описание всего, указанного выше.)
И при этом эти отношения будут напоминать те, что присущи были человеческому обществу как раз в "доклассовом состоянии", в той самой "дикости" - которая на деле никакая не дикость. А просто тот тип существования, который был неэффективным на "недавнем этапе" - на этапе господства классовых отношений, на этапе, когда наличие более совершенного вида оружия - от железного меча до пулемета "Максим" - позволяло с легкостью превращать всех остальных в рабов. Так было! Но так больше не будет! Потому, что сейчас человечество "доросло" до того, что, с одной стороны, "Максимы" (или их современные аналоги, вроде беспилотников и баллистических ракет) можно делать даже в небольших закрытых обществах. (Вроде КНДР, про тот же Иран и говорить нечего.) А, во-вторых - что много важнее - потому, что, ИМХО, в современных конфликтах (опять же, впервые за много веков) человек оказывается снова важнее машины!
Это пока еще незаметно - хотя есть пример тех же хуситов или, скажем, талибов, именно "человеческим фактором" перебивающих своих на много порядков более "технически совершенных" противников. (А последние больше не могут, как раньше, "печатать сипаев" - потому, что "сипаи" оказываются не просто посредственными солдатами, но просто не годятся для борьбы с на самом деле мотивированным врагами.) Но чем дальше - тем яснее становится важность и критичность именно что человека. (Вопреки железной уверенности в том, что "сейчас важны только машины" у сторонников капитализма.)
Впрочем, тут мы, опять, ушли слишком в сторону - поэтому не будем дальше развивать эту тему, а только еще раз заметим, что известный фейл с "Кабульской эвакуацией", а так же не менее хорошо известный фейл с пресловутыми "бармалеями" из известного "Исламского государства" (кои были классические "штатовские сипаи") показывают нам то, что ждет человечество довольно скоро. В том мире, где правда будет значит много больше денег, а возможность рожать - и, главное "правильно воспитывать" детей - окажется важнее возможности владения "5 нм технологией". (Талибы и хуситы это уж подтверждают!) Да, этот мир выглядит фантастикой! Но давайте честно скажем: а что не выглядит фантастикой в последние 10 лет?
|
</> |