Камаринская кровососная
petrus_paulus — 31.07.2022«Вчера, в новогоднюю ночь, государь император Николай II, согласно доброй традиции, обратился к народам Российской империи с новогодним поздравлением, которое транслировалось по всем телеканалам». Звучит несколько странно, правда? А если ещё добавить, что государь к каждой из конфессий обращался на её основном языке (к лютеранам по-фински, к буддистам по-бурятски, к католикам по-польски и т.д.), станет ещё страннее. Но именно так заканчивается один очень презабавный новый сериал.
Я сериалы смотрю крайне редко. Не моё это. Недавно вынужденно посмотрел с ребёнком все сериалы по комиксам DC (это где Супермен, Флэш и прочие), но чисто за компанию – подробнее об этом у меня здесь. А тут порекомендовали мне новый сериал Данилы Козловского, называется «Карамора». Козловский, как водится, сам стал режиссёром и снял себя же в главной роли. Козловского можно любить, можно ненавидеть, можно вообще не знать, кто это – обо всех штампах отношения зрительской аудитории к нему я уже тоже писал (кто интересуется – здесь, только без обид). Так что пройти мимо нового опуса Козловского не смог, хоть это и сериал. Оказалось невероятно захватывающе и динамично!
Сразу скажу – для неприемлющих фантазии на исторические темы зрелище крайне нервное и раздражающее. Однако, как мы помним, исторический фильм, снятый на полном серьёзе, нельзя воспринимать как источник исторической информации, ведь это ВСЕГДА художественное произведение и ВСЕГДА оставляет место для вымысла, чтобы краше смотрелось. Зритель ведь главное... Так что любой серьёзный исторический фильм – полуфантастический. А раз так – отчего бы не поиграть с историей и не пофантазировать на всем знакомые темы?)) И хрен бы с ним, с сослагательным наклонением!
Я ничего пересказывать не буду – ненавижу это дурацкое и бесполезное занятие. Вкратце – действие происходит в России начала XX века, набухающей революционной ситуацией, когда одни не могут, а другие не хотят. При этом вся русская аристократия (собственно, как и английская, и испанская, и все прочие на свете) – вампиры, живущие столетиями и благодаря своему бессмертию управляющие миром. Они изучают свои свойства веками, совершенствуя способности к регенерации и стойкости к чесноку, рассветному свету и осиновым кольям. Например, Екатерина II ограничилась лишь колом для устранения супруга, а Пётр III после похорон выкопался, сбежал на Урал и попёр на бывшую войной, назвавшись Пугачёвым. Александра II, которого много раз убивали и всё никак, смогли убить лишь когда Кибальчич начинил бомбу огрызками серебряных вилок и ножей. Словом, вампиры образца начала XX века невероятно могущественны и боятся лишь серебра, огня и отрезания головы.
С одной стороны, кино совершенно вторично. Например, вспоминая «Бесславных ублюдков» Тарантино, представившего аудитории фантазию на тему альтернативных событий Второй Мировой и смерти Гитлера. Но с другой, погружённое в русский народный соус, напоминает лихую камаринскую, которую Козловский со товарищи отплясывает на протяжении восьми серий (сезон всего один). Фильм просто пестрит персонажами, среди которых и Маяковский (сначала ещё с пышной шевелюрой, бреется наголо лишь когда включается в войну с вампирами), и Шаляпин (который реально поёт, потому что его играет Ильдар Абдразаков), и Ленин (провозглашающий создание ячейки большевистских вампиров), и Дзержинский, и Столыпин (который тоже вампир), и Северянин, и фрейлина Вырубова, и Лев Толстой (один из самых классных персонажей, потому что мечтает о куске мяса и бегстве за границу, но «толстовцы» держат его силой, заставляя проповедовать нужную им доктрину), и Свердлов, и Богров (который таки убивает Столыпина, но совершенно под иным соусом), и Сталин (который, сидя в грузинской тюрьме, может выходить оттуда когда заблагорассудится и руководить большевиками), и Распутин, который в итоге оказывается не Фёдором Кузьмичом, а… Ну, хватит уже, иначе интриги не будет)).
Воспалённая фантазия, бред сумасшедшего, претенциозное фуфло, чистый хайп, погоня за прибылью, комикс для жертв ЕГЭ, дикая фантасмагория – можно как угодно склонять «Карамору». Однако это не отменяет достоинств отличной и незаезженной пока идеи, масштабных съёмок на натуре (Москву и Питер снимали реально прямо на улицах, а где снимали Амстердам, Тифлис, Трансильванию и Тобольскую губернию – не знаю) и богатства антуража, включая костюмы и интерьеры – выглядит всё предельно классно. Есть отсылы и к тенденциям реалий начала XX века – появление маньяков, охотившихся на проституток, по следам Джека-Потрошителя; увлечение наркоманией и гомосексуализмом среди высшей аристократии (князь Юсупов в исполнении Евгения Шварца невероятно обаятелен); технические новшества, входившие тогда в обиход людей (большой специалист по ним – племянник Альфреда Нобеля в исполнении Александра Алябьева).
За мрачной, эстетской и кроваво-красной картинкой (багровые тона преобладают в визуальном оформлении фильма, а кровь хлещет с экрана просто как Ниагарский водопад) и невероятными фантазиями скрывается очень важный посыл, невероятно актуальный для сегодняшней обстановки. То, что в «цивилизованном мире» принято считать злом, не всегда таковым является. Оно тоже умеет оказаться чувствительным, нежным, любящим, обаятельным – таковым можно назвать вампира Руневского в исполнении Филиппа Янковского, которому вроде как даже стыдно, что он вампир, а пророй и вовсе горько. А борец с этим злом, революционер Каразин по кличке Карамора, которого Козловский и играет, готов пройти по всем возможным трупам, лишь бы добиться своего. Настоящий революционер. При этом тайно работает на полицию, по сути не являясь тем, кем кажется. Но, пройдя свой путь и получив вампиров в качестве цели, он уходит в свободное плавание, подчиняясь лишь себе, своей ненависти и своим инстинктам. А на ненависти, как известно, ничего хорошего выстроить не получится. Намерения благие, а куда ведёт устланная ими дорога – всем давно известно.
Профессиональный революционер – кто это? Тот, кто зарабатывает себе на жизнь организацией протеста? Или тот, кто идёт на это лишь из чистого спорта, согласно своим идеалам и убеждениям? «Революционерами не становятся, а рождаются» - не помню, когда и кем сказано. Т.е. получается, революционер – это тот, кто только за идею. И таких примеров, как общепринято известно, масса. Возможно. И даже скорее всего – да. Но лишь отчасти. Таких людей было в человеческой истории крайне мало, по пальцам можно пересчитать. А все остальные – люди, безусловно, с революционным призванием, но превратившие это призвание в профессию, которую потом искренне полюбили и занимались ею всю оставшуюся жизнь. Теперь вопрос – если у человека есть профессия, которая позволяет ему заниматься ею с упоением, значит, за это кто-то человеку очень хорошо платит. Ведь наш мир устроен так – если профессия низкооплачиваема, человек осваивает другую (если он не идиот, разумеется). А если платят хорошо, значит есть спрос на эту профессию. В революционном смысле – профессиональные революционеры появляются лишь когда есть массовый спрос на революцию. Карамора Козловского поначалу именно такой – и побузить, и будущее себе обеспечить. А потом, когда и эсеры, и большевики, и террористы оказываются такими же, как он – не теми, кем кажутся – а вампиры раскрываются с иной стороны, происходит полный крах всех идеалов. И что остаётся, когда понимаешь, что потерял и любимую, и идеал, и надёжное будущее?.. Ответы – по ходу сериала и в его финале.
И не стоит забывать, что самый опасный человек – это профессиональный революционер. Потому что он, как и все люди, хочет кушать. И работа ему нужна будет всегда. А у революции, как известно, есть лишь начало, а конца вот не предвидится…
(c) petrus_paulus
Поддержать продолжение ведения этого блога можно просто — Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!