Каламбур Ермолова против Аракчеева, который не красит их обоих
valerongrach — 25.04.2023Как известно, генерал Ермолов за словом в карман не лез, за что его далеко не все любили, потому что он не стесняясь, резал правду в глаза всем, хоть даже и государю-императору.
Однажды он так в ответ на фразу Аракчеева о том, что «cодержание лошадей в артиллерии весьма важно», выдал:
- Жаль, Ваше сиятельство, что в артиллерии репутация офицеров зависит от скотов…
Красиво срезал, чего уж там. И вроде бы не придерешься, кто знает, что он, этот Ермолов имел в виду … Но на самом деле эта история начинает играть совсем другими красками, когда знаешь точно по какому поводу и в какой обстановке эти слова били сказаны.
На тот момент подполковник Ермолов командовал ротой конной артиллерии, размещенной в Вильне, а Аракчеев – уже генерал-лейтенант и инспектор всей артиллерии. И вот, в один прекрасный день артиллеристы Ермолова после перехода в 28 верст по грязной дороге прибывают в Вильну, где как раз находился Аракчеев.
Аракчеев, не дав людям времени на отдых после длительного марша и даже не предоставив им возможности привести себя в порядок, устроил смотр роте, для чего заставил ее быстро занять расположенную неподалеку высоту. Когда генерал осматривал роту после занятия высоты, то заметил, что орудия расположены и находятся не в идеальном порядке. После это последовал вопрос командиру роты:
- Так ли поставлены орудия на случай наступления неприятеля?
На что Ермолов ответил:
- Я имел лишь в виду доказать вашему сиятельству, как выдержаны лошади мои, которые крайне утомлены…
После чего последовало фраза Аракчеева
- Хорошо, содержание лошадей в артиллерии весьма важно.
И знаменитый ответ Ермолова, с которого и начался этот рассказ.
И вы знаете, в этой истории оба друг друга стоили.
Потому что Аракчееву, знавшему, что рота попалась ему на глаза после длительного марша, наверное, не стоило придираться к артиллеристам так, будто они на параде. Это на самом деле выглядело как придирка.
Но и Ермолов, нагрубивший непосредственному командиру, тоже в общем и целом был неправ. Потому что мы привыкли, что Ермолов – это генерал и наместник Кавказа. Но все это будет позднее. Пока он всего лишь подполковник, да еще и не с самой лучшей репутацией, так как недавно из-под ареста. И тут какой-то подполковник нарывается на генерал-лейтенанта. А ведь генерал-лейтенант вообще-то прав – на войне враг не станет разбираться, сколько ты там промаршировал, к бою надо быть готовым всегда и везде.
Так что на самом деле история с этим каламбуром не красит ни Ермолова, ни Аракчеева. Но мы обычно восхищаемся первым и не очень хорошо отзываемся о втором.