
Какой науке верят знатоки из ЖЖ?


МОСКВА, 30 сен — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Опубликованный 25 сентября на сайте Межправительственной группы экспертов по изменению климата при ООН доклад ученых, посвященный океану и криосфере, вызвал большой резонанс во всем мире. О главных результатах двухлетней напряженной работы многих исследователей разных стран РИА Новости рассказал гляциолог Станислав Кутузов, заведующий отделом Института географии РАН, один из ведущих авторов этого доклада со стороны России.
— Какие вопросы были самыми дискуссионными при работе над докладом?
— Один из острых вопросов — устойчивость шельфовых ледников и потенциальный вклад ледяного покрова Антарктиды в рост уровня Мирового океана. Дело в том, что сейчас недостаточно данных, чтобы сказать, произойдет ли вообще разрушение ледников континента, и если да, то с какой скоростью и когда. Но мы понимаем, что такая вероятность есть.
На западе Антарктиды уже начался этот процесс, однако обратим он или точка невозврата пройдена, неясно.
Каждое слово в докладе подтверждено научными исследованиями: проанализировано около семи тысяч статей. На сессии в Монако последние две недели обсуждали окончательную версию доклада. Заседания длились по 27 часов.
— Что можно сказать по итогам вашей собственной научной работы и анализа литературы о горных ледниках?
— Мы с коллегами занимаемся балансом массы ледников, палеоклиматом, изучаем ледниковые керны из скважин. Если есть баланс между накоплением снега и таянием ледника, то он стабилен. Если один из процессов преобладает, то ледник либо растет, либо уменьшается.
То, что происходит сейчас, не компенсируется ростом осадков. Подавляющее большинство ледников в мире — и полярные, и горные — сокращаются. Единственное исключение — это так называемая аномалия Каракорум в высокогорной Азии.
О том, что ледники в ускоренном темпе теряют массу, говорилось и в предыдущих докладах МГЭИК. Но достоверность нынешних данных совершенно иного уровня. Раньше выводы были сделаны по не очень большому числу ледников. Мы, например, ничего не знали про их массу, а это самый главный параметр.
Оказалось, что малые ледники в сумме дают почти столько же, сколько Гренландия. Так, с 2006 по 2015 год Гренландия каждый год теряла около 280 миллиардов тонн льда, Антарктида — 155 миллиардов тонн, а остальные ледники — 220 миллиардов тонн. Их совокупный вклад в повышение уровня моря в этот период был равен 1,8 миллиметра в год. Общая скорость подъема поверхности океана в среднем составляет 3,6 миллиметра в год.
Может показаться, что в большом, объемном тексте доклада теряются локальные проблемы, но они присутствуют повсеместно. Основной посыл — изменения идут активно в полярных и горных регионах по всему миру, существует набор мер для борьбы с их последствиями и успешные примеры. Чем раньше использовать информацию о них, тем лучше. Однако в докладе нет рекомендаций, там содержится спектр выводов и существующих мер, а решения, что и как использовать, — за политиками.

Глядя на мир, нельзя не удивляться
|
</> |