Какого черта люди идут работать учителями?!

Я захотела написать вам в рубрику, прочитав письмо про школу. У меня двое детей школьного возраста. Вроде справляемся, получается, чтобы они учились тихо и мирно на неплохие оценки. Но и у нас в школе бывают маразмы. Но я не об этом.
Я со своих еще школьных лет помню школу, как очень тяжелое место. У нас часто в классе было очень шумно. Вечно помню разных преподавателей орущими. Это не один какой-то отдельный учитель. Они орали все, регулярно.
Одна из школьных учительниц жида в нашем доме. Помню, как она вечно шла из школы со большой сумкой, в которую пихала стопки тетрадей. Потом помню, как всю жизнь видела ее через окно. Мы в южной республике жили, и она всегда сидела возле этого открытого окна, проверяла эти тетрадки. Каждый день до ночи. Когда у нас были каникулы, она тоже вечно ходила в эту школу. Не знаю, что они там делали - то ремонт, то еще что-то. Но у них не было тех самых каникул в три месяца.
Работа тяжелая. Постоянно работаешь с детьми, из которых большая часть ничего не хочет. Вечно потом еще после уроков встречаешься с мамами двоечников, кого-то позоришь на дурацких собраниях. Постоянно борешься с детьми за забытые дневники и затрепанные тетрадки. Орешь, опять же. В школе в этой всегда царила бедность. У нас ни на что не собирали. Но было как у вас описано - протухшие тряпки, железные ведры, столетние швабры, старые дощатые полы. Парты-развалюхи, доски, на которых ничего уже не видно.
В такой обстановке она проработала всю жизнь. Тяжело проработала. Жила бедно. На пенсии вообще обеднела. Вот зачем это? Что такого прекрасного в этой профессии, что многие идут на это добровольно. Прямо говорят "хочу учителем в школу". Зачем? Неужели еще не поняли, что это - одна из самых ужасных профессий на свете?
Ну ладно, знаете, есть профессии, где все трудно и страшно, но там хоть платят. А тут и не платят же! Уважаемая профессия? По факту их все ненавидят всю жизнь. Тяжелая, абсолютно неблагодарная работа. Почему?
***
Здравствуйте!
Я с вами согласна в том, что работа очень и очень тяжелая. И я слышала мнение, что вообще-то нужно организовывать систему образования так, чтобы никто не работал с детьми более 10 лет подряд. После этого нужно делать длинный перерыв, прежде чем вернуться еще на 10 лет. Но к этому многие уже пришли, а реализовать это - по-моему нигде не получилось пока. Мама моя работала преподавателем как раз 10 лет. И она выгорела до такой степени, что все это преподавание и детей просто видеть уже не могла. При том, что она очень любила и свою работу, и детей. После этого она на 20 лет ушла на совсем другую работу - худредом детского журнала. И только через 10 лет к ней начала возвращаться охота заниматься с детьми. И потом она больше никогда не преподавала вот так - чтобы через нее каждый день проходило много очень полных классов, один за другим.
Но во-первых - эта работа может доставлять удовольствие. При всех трудностях. Некоторые люди любят работать с детьми, и любят преподавать. Поэтому им тяжело, конечно, но нельзя сказать, что их работа - это прямо сплошной какой-то ад Многим в целом их работа нравится, им нравится разбираться в каком-то предмете, интересоваться им, и все время придумывать, как бы его преподать так, чтобы было интересно и знания усваивались. Такие преподаватели есть.
Насчет бедности - да, платят там негусто, насколько я знаю. Но я также знаю преподавателей, которые совсем не бедствовали. Например была у нас знакомая - очень хороший учитель русского языка. Так от нее частные ученики не вылезали. Они ходили к ней домой за частными уроками - особенно в старших классах - подтягивать оценки. Желающих было ну очень много. И у нее росла дочь, которая уверенно хотела стать такой же учительницей, как мама, и стала. И была очень довольна. Пошла по тому же пути. Т.е. они обе нашли способ жить и работать в э той профессии совсем не бедно, и явно не без удовольствия.
Ну и потом есть люди, которые выбирают профессии из романтических соображений. По принципу "да, трудно, да, неприятно и не очень богато - но дело хорошее, и кто-то должен его делать". Есть врачи, которые могли бы работать в богатых странах пластическими хирургами, и заколачивать кучи денег, но они работают в бедных странах, в больницах, где всего не хватает. И все это "одни слезы". Потому что там тоже очень нужны врачи. И многим не понятно, зачем они на это идут - это же тяжело, "неблагодарный труд", денег они там не зарабатывают почти, и.т.д. Но у них - миссия. И они не считают свой труд неблагодарным.
У моей мамы в каждом практически классе был хоть один ребенок, который был "непростой". То кто-то плакал и домой хотел, то сосредоточиться не мог, и другим очень мешал, то моторика у кого-то подводила, и ребенок постоянно все ронял, опрокидывал и.т.д. Некоторые были агрессивными и ссорились со всеми, провоцировали конфликты. Или просто ни в чем участвовать не хотелось. И я помню, какой у мамы всегда был праздник, если к такому ребенку удавалось найти подход. И именно эти дети потом маму часто вспоминали с любовью, уже будучи взрослыми. Так что в труде учителя тоже есть такая романтическая миссия. Образование - это ведь на самом деле великая вещь. Очень важная и нужная. И научить детей учиться, хотеть знаний и находить их - это один из самых важных навыков на всю жизнь. Вы не допускаете, что кому-то нравится участвовать в этом процессе? :-)
В общем, мне кажется, что нет плохих профессий. Есть очень непростые. И есть такие, где по умолчанию людям в общей массе платят слишком мало и плохо, хотя должны были бы найтись деньги, чтобы им было проще выполнять свою миссию. Но в каждом каком-то деле есть что-то, что кому-то нравится, в чем можно самореализоваться. Спросите кого-то, кто в этой профессии счастлив.
|
</> |