Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?

топ 100 блогов shakko_kitsune14.03.2019 Рассказываю о профессиональных рецептах, которые использовал художник, чтобы создать в этой работе волшебную красоту. (Очередной простенький ликбез из цикла "Шедевры от А до Я")

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?
Около 1898 года, ГМИИ им. А.С, Пушкина (здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков)



В сущности, это ровно те же самые приемы, которые использовал Борисов-Мусатов в картине «Водоем», и в этом нет ничего странного, поскольку принципы красоты для человеческого глаза — универсальны, так устроена психология восприятия.

№1: Колористическая гамма
Основные цвета, использованные Дега в своей работе (это не картина маслом, а рисунок пастелью) — голубой и телесный/оранжевый. Это противопоставление холодного и теплого является одним и самых выигрышных сочетаний в произведениях искусства. Оно бодрит, и при этом гармонично.

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?

Голубой+оранжевый дополнен яркими акцентами желтого, зеленого, которые бодрят и разнообразят картину, однако не являются доминирующими.

Дега очень часто рисовал балерин, в том числе в других цветах, и при взгляде на иные его работы на эту тему видишь, насколько все-таки выигрышны по гамме именно «Голубые танцовщицы».

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?
Эдгар Дега. Две танцовщицы -- желтая и розовая. Около 1898

Отмечу и выбранную технику: это не реалистичное масло, а полупрозрачная пастель, которая так хорошо передает волшебное ощущение от танцовщиц.

№2: Композиционное построение
Картина имеет идеальные пропорции и завораживающий ритм. Девушки будто водят внутри нее хоровод — так искусно автор расположил их руки и плечи. Такая симметрия (круг, в который вписан квадрат, и т.п.) очень приятны глазу.

Вдобавок, обратите внимание на направление движения линий: слева направо. Именно это направление приятней для большинства людей (правшей).

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?

Для того, чтобы создать такую уравновешенную композицию (да еще с зеленым на фоне), Дега идет на некоторые вещи, за которые его современники упрекали художника в нереалистичности. Действительно, если сзади трава, то с какого ракурса мы смотрим на девушек — с потолка, что ли? Но все гораздо проще: балерины стоят на фоне вертикальных декораций (причем самая левая еще и держится за нее рукой). Однако из-за смелого кадрирования композиции с первого взгляда об этом трудно догадаться.

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?
Э. Дега. Четыре танцовщицы.. 1899

№3. Выбранная тема

У меня это последним пунктом идет, но разумеется, это самое главное в реалистичном искусстве, ибо от темы-то все остальное и зависит, и отталкивается. Эдгар Дега очень любил рисовать балерин, и у него это очень хорошо получалось. И, соответственно, большинство людей любят рассматривать картины с балеринами, потому что они обычно получаются очень красивыми. Молодые изящные девушки, красивые жесты обнаженных рук, струящиеся полупрозрачные ткани... Все это на фоне пейзажного задника (а природа — это крайне выигрышный фон), причем пейзаж состоит из травы и некоего водоема. Все эти составляющее, если их дополняет талант художника, обычно гарантированно приносят работе успех.

№4. Привычка

Будем честны: у Дега много хороших картин и рисунков с изображением балерин, многие из них тоже выполнены в голубой гамме и похоже сгармонизированны. Что же делает это произведение для нас таким особенным?

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?

Дело в том, что для российского (а ранее советского) человека именно эти балерины Дега всегда были более доступны. Ведь «Голубые танцовщицы» уже давно принадлежат Пушкинскому музею. Соответственно, именно их чаще печатали в русскоязычных книгах, календарях, открытках и т.п., поэтому мы к ним больше привыкли, они запечатлелись у нас в памяти, как эталон. (И дело не в патриотизме, а даже в удобстве: например, в СССР, конечно, гораздо проще было купить цветной негатив у ГМИИ для крупноформатной печати, чем у Музея Орсе).

Но «Голубые танцовщицы», конечно, особенные. В Пушкинском музее несколько работ Дега, но только эта из них стала своеобразным символом коллекции импрессионистов музея.

Какие приемы Дега использовал в «Голубых танцовщицах»?
фото с фликра

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Идеологическая интерпретация истории - занятие опаснее ремесла сапера. На камушке, который ты ненароком задел, может лежать проволочка, активирующая мину. Наткнулся на интересное высказывание одного украинского чиновника: "В свою очередь заместитель директора архива СБУ Владимир Бирча ...
Сергей Доля решил уйти из ЖЖ на телевидение. И это правильно. Я уже говорил о том, что практичный Сергей уходит туда, где выгоднее, туда, где больше денег. А на ТВ, конечно же, денег гораздо больше, чем в Живом Журнале. Возникает вопрос: что будет делать Илья Варламов, когда один из ...
Хоккеист сборной России обратился к хейтерам после поражения в финале Олимпиады Нападающий ЦСКА и сборной России по хоккею Антон Слепышев подвел итоги Олимпийского турнира на Играх 2022 года в Пекине. Спортсмен высказался в Instagram. Спортсмен обратился к тем, кто критиковал ...
Воскресный урок английского с носителем языка. Частично согласен : «Будь моя воля - менял бы этот кусок дерьма( piece of shit) на 100 политзаключённых из Украины и никак не меньше. Или пусть отбывает пожизненное. Кстати физиономия тоже чисто британская, на молодого Лемми ...
Впервые «уральские дольмены» были замечены в 1957 году в районе Верхней Пышмы. Они представляют собой мегалитические каменные сооружения разного размера, формы и явно имеют искусственное происхождение. Тот факт, что эти сооружения являются ...