Благородный генерал, бивший жену каминными щипцами и давший пощечину царю. За
shakko_kitsune — 04.03.2019 Найдите 10 отличий в двух вариантах сплетни, а также отметьте самые неправдоподобные факты. Такое немножко "ворота Расемон" в формате Российской империи.Продолжая разговор о, возможно, вымымышленном выражении "васильковые дурачества".
Вариант истории №1:
...запись А. П. Барсукова в его дневнике под 23 февраля 1870 г.:
...Настасья Федоровна сидела долго. Рассказывала между прочим следующее: в 40-х годах князь Иван Александрович Хилков (в доме которого она жила гувернанткой) после продолжительной деревенской жизни, вдали от двора, возвращается в СПб. и через несколько дней вышел гулять на Английскую набережную, с своею сестрою — известною красавицею княжною Любовью Александровной. Николай Павлович, пораженный красотой княжны, остановил князя, наговорил ему милостивых любезностей и выразил желание видеть его в дворце. Ив. Ал. исполнил приказание, но, когда услышал намерение императора зачислить его сестру в фрейлины, тут же объявил, что он едет с сестрой опять в деревню. Во время сборов к отъезду к князю является флигель-адъютант с пакетом от императора. Княжна Любовь Александровна назначена фрейлиной, с повелением занять помещение во дворце...
Года два спустя княжна сочеталась браком по взаимной склонности с командиром Конногвард. полка Сергеем Дмитр. Безобразовым. Свадьба была в дворце. В первую ночь Безобразов приходит к своей молодой супруге и с ужасом узнает, что она у имп‹ератора›. Он с яростью вбегает в спальню, дает пощечину любовнику и увозит жену из дворца. (Безобразов б‹ыл› на пол-вершка выше Николая и отличался силой и красотой).
Скандал замят; но связь не прекратилась. Дело кончилось тем, что Безобразов застал имп‹ератора› уже у себя в доме. Он кинулся на него с кинжалом, но не догнал. Весь гнев пал на жену: он обмотал руку роскошной косой ее и с остервенением волочил несчастную по всем комнатам. Истязания прекращены ее братьями (которым домашние дали знать о происшествии): князьями Степаном Александр. (команд. гвард. корп). и Иваном Александров. Любовь Александр. в один час вся поседела. Князь Степан Алекс. сейчас же поехал во дворец, изломал в куски свою саблю и, бросив ее в лицо имп‹ератору›, объявил, что он не намерен служить ... Безобразов сослан в Ставрополь, впрочем с огромным денежным окладом, а Любови Александр. запрещено следовать за ним.
Безобразов
Через 8 лет, по ходатайству Мих. Павл., ей разрешено, наконец, ехать к мужу. Они прожили вместе 2 года и в это время у них род‹илась› единств‹енная› дочь Софья Сергеевна. Потом Безобразов возвращен в Петер‹бург› и назначен опять команд‹иром› Конногвард‹ейского› п‹олка›, а Любовь Александр. начальницей Елисаветинск‹ого› института. Жили врозь и никогда уже не сходились. Впоследствии Сергей Дмитр‹иевич› был моим начальником. Он командовал 7-й легкой кавалерийск‹ой› дивизией и отличался бешеным нравом и рыцарским благородством...
(опубликовано: Цявловский. Записи в дневнике Пушкина об истории Безобразовых)
Вариант истории №2:
фрагмент из дневника московского почт-директора А.Я.Булгакова (1834):
Ужасное несчастие, постигшее молодую княжну Любовь Александровну Хилкову, занимает теперь обе столицы. Более месяца, как о другом не говорят, всякой делает свои прибавления и прикрасы. Я помещу здесь истинный рассказ, который был бы уже достаточен для составления самого трогательного романа. Княжна была в числе молодых фрейлин, которые имеют жительство во дворце и составляют всегдашнее общество императрицы. Она умна, мила, очень начитанна, и, при нежном сердце, имеет голову романтическую. Многие за нее сватались, но всем отказывалось. Наконец, родилась взаимная, страстная любовь между ею и флигель-адъютантом государевым Сер. Дм. Безобразовым, молодым человеком примерной красоты и стройным, как Аполлон Бельведерский. Он был долго адъютантом покойного вел. князя Константина Павловича и, как все его товарищи, после кончины цесаревича был взят к государю в флигель-адъютанты. В Варшаве имел он большие успехи, был избалован женщинами, жил с княгинею Радзивилл (вышедшею замуж за графа Ал. Ив. Чернышева и скоро его бросившею), с которою прижил сына. Родные с обеих сторон противились браку, ибо ни он, ни она не имели никакого состояния, но нежная их и взаимная страсть заставили всех проявить участие и стараться удалить препятствия. Сверх того, еще одно деликатное обстоятельство заставило желать замужества княжны. Один из ее братьев (князь Дмитрий Александрович, женатый на княжне Ел. Гр. Волконской) имел к сестре своей дружбу и любовь, преходившую далеко за пределы братской привязанности, он был просто в нее влюблен. Разлука не истребила чувства сего, разлука сия была не вечная, они могли соединиться... Государь и императрица, желая видеть счастливыми любовников и ценя особенно достоинства княжны, заняться изволили приданым ее, а жениху пожаловано было 25 тыс. на свадьбу, и нет сомнения, что, по безграничной своей доброте, государь подал бы Безобразову всевозможные случаи заслуживать частые награждения.
Свадьба была играна во дворце. Император был отцом посаженным. Казалось, что двери райские открывались для счастливых супругов, - но увы! блаженство сие продолжалось несколько токмо дней. В Безобразове родилась вдруг бешеная ревность. Для успокоения его она перестала выезжать, никого не принимала к себе. Он, не довольствуясь сим, стал ее запирать ключом, когда ездил со двора. Не находя пищи для страсти своей, он начал ее ревновать к камердинеру. Она требовала его удаления. То же последовало с новым, поступившим на его место. «На что нам люди, - говорила кроткая жена, - отошли их всех, я буду тебя и одевать, и раздевать». Ничто не могло усовестить, образумить неистового жениха. Он бил всякой день жену нагайкою и один раз, слушая чтение ее у камина, при описании портрета Робеспиера, сказал: «Я в тебе вижу другого Робеспиера», схватил щипцы и ударил жену по голове. Она все это переносила с ангельским терпением, стараясь все смягчить сердце его.
Тщетно просила она мужа сказать ей, что должна она делать, чтобы ему угодить, и кого может он ревновать к ней? Он молчал и продолжал побои и подозрения. Наконец, ревность его превратилась в совершенное бешенство и, ложась спать, он показал ей кинжал, который положил под подушку. Чистая душа отвечала: «Я не боюсь смерти, она покажет тебе и любовь мою, и невинность». Наконец, злодейство готово было совершиться. Безобразов схватил кинжал, размахнулся, несчастная жена невольно закричала, соскочила с постели и, раненная легко в ногу, бросилась в другую комнату. Исчерпалась мера ангельского терпения, и когда девушки ее объявили ей, что сейчас идут к графу Бенкендорфу, чтобы ему пересказать все, что она терпит с самого почти дня обручения своего, и что он, наконец, хотел ее убить, то несчастная Любовь Александровна, не видя уже средства более таить свое положение и желая еще спасти своего мужа, отправилась во дворец и пала к ногам императрицы. Государь повелел Безобразова держать даже под арестом, и полагая, что это иным быть не может, как пункт сумасшествия, послал за лейб-медиком Арендтом и приказал освидетельствовать Безобразова. Арендт не нашел <�ни> болезненного состояния, ни повреждения в уме. Безобразов был смущен и показывал раскаяние. По приказанию государя бывать всякое утро у мужа и жены и доносить ему о положении обоих, Арендт на другой день был у Любови Александровны; зная ее весьма коротко и явившись очень рано, он нашел ее еще в постели. Первый ее вопрос был об муже: она желала знать все подробности, касающиеся до него, и весьма огорчилась, когда узнала, что воля государя была отправить мужа ее на службу в Закавказскую армию.
После того Арендт поехал к Безобразову, который также с участием большим начал спрашивать у него, не знает ли он чего-нибудь о жене его. «Я сейчас от нее», - отвечал Арендт.
- Вы ее видели?
- Видел.
- Она была одна?
- Одна, - потому что это было очень рано, и Любовь Александровна нездорова, то я нашел ее в постели еще.
Тут Арендт приметил, что лицо его задрожало и, по мере, что Безобразов расспрашивал, раздета ли она была, что говорила, - глаза его наливались кровью, а во рту видны были судорожные движения. Медик, вспомня, что произошло с Любовью Александровной, не хотел подвергнуть себя подобной опасности и вышел поспешно из комнаты, а государю объявил, что он без свидетелей навещать более Безобразова не будет. Два дни после того тот был отправлен с фельдъегерем к главнокомандующему Кавказскою армиею генерал-адъютанту барону Розену, несчастная же жена приехала сюда, в Москву и живет у старшего своего брата, князя Степана Александровича, командующего корпусом войск, в здешнем крае расположенным. Князь Степан Александрович - человек добрейший, самых честных правил, и она имеет в нем истинного друга и отца. Он мне родня по жене моей, был у меня, пересказывая все подробности, слышанные от сестры, и которые я здесь помещаю. Показывал мне письмо, писанное Безобразовым к жене после развязки их. Оно наполнено нежнейшими выражениями, он в оном просит у нее прощения, сознается в преступном своем намерении и пр. Вся эта история непостижима, должно думать, что это точно пункт сумасшествия, и что он доведен был до крайности сей прежнею своею любовницею княгинею Радзивилл: она упрекала его часто в холодности, доказывая, что нельзя любить без ревности, что, чем более она яростна, тем живее страсть. Безобразов, наскуча повторением тех же речей, один раз шуткою, как будто в запальчивости ревности, ударил свою любезную, - она была в восхищении, кинулась к нему на шею. Заметя, что побои имеют такие нежные последствия, он стал ее бить чаще и, наконец, завел нагайку, которою часто возбуждал ласки капризной полячки. Он имел и теперь нагайку, хотя вместо распутной любовницы имел он нежную, молодую жену.
Не знаю, почему Арендт решил, что единственное средство для восстановления спокойствия между супругами, это разлучить их и допустить между ними переписку. Я читал первое письмо ее к мужу, это тигра бы тронуло. Письмо князя Степана Александровича к нему писанное с величайшею откровенностью, также примечательно по чувствам, в нем заключающимся. Он испрашивает у него равную откровенность, заставляет его сказать, зачем он два семейства погружает в такое горе, объявляет ему, что несчастная жена его беременна1, что он должен будет перед Богом отвечать за жизнь двух: жены и ребенка! Просит его откровенно объясниться, сказать ему, какой повод неудовольствия могла ему дать жена и пр. Князь обещал мне сообщить ответ Безобразова, когда получит. Добрый этот человек соболезнует о Безобразове, но и ненавидит его, видя положение и мучения своей сестры. «Все, - говорил он мне, - все к лучшему, ибо, ежели бы я поехал, как думал, в Петербург, и не удержала бы меня в Харькове болезнь другой моей сестры, которая в родах умирала, я бы, может быть, Безобразова убил».
По сущности истории сей, довольно трагической и непостижимой, не должно удивляться нелепости всех рассказов. Каких ни делают предположений? Одни глупее других: например: Безобразов не нашел жену свою невинною: но тогда бросил бы он ее на другой день свадьбы... Но виновник его бесчестия - особа, которую перо мое не осмелится наименовать. Не говоря уже о столь праведно-прославленной нравственности особы сей, она могла бы купить молчание всякого, или не выдала бы княжну за столь гордого мужа. Говорят, что жена надоела Безобразову, что, не имея ничего и взяв за нею ничего, он искал расторгнуть брак. - Безобразов давно при дворе, он знает любовь императрицы к жене его, знал, что соделая ее <�так!> счастливою, приуготовлял свою собственную фортуну, что его ожидали милости и богатство. Сколько прекрасных, знатных и чиновных бедняков женятся на купчихах, старых, уродливых, чтобы поправить свое состояние, а Безобразов, с прекрасными ожиданиями и надеждами, брал еще молодую, милую, нежную, умную девушку. Надобно повторить, что все это непостижимо, и что время все откроет. В Москве нет иного разговора теперь, и никто не занимается даже турецким послом, которого ожидают на днях в обратный его путь в Цареград.
(опубликовано: Сергей Викторов. "Безобразная история". Наше наследие)
***
Что вы думаете о противоречиях в данной истории?
Что у вас вызывает подозрения, если смотреть на нее как на рассказ из жизни обычных людей, с нормальными эмоциями, а не абстрактных исторических персонажах?
|
</> |