Как я обрабатываю 95% фотографий, или Как уберечь нервы и семью фотографа
egorov — 03.02.2015Обработка фотографий - штука, в которой никаких секретов нет. В
книгах и интернетах есть столько материалов, что и за несколько
жизней не прочитаешь. В эру цифровой фотографии обработка - это
тяжёлый крест каждого, кто мнит себя фотографом. Фотографы
показывают только тщательно обработанные фото - гласит неписанный
закон.
В то же время фотолюбители оказывают наедине с гигабайтами фоток и
бьются в конвульсиях, пытаясь прочитать статьи и книги по обработке
фото и применить это всё в своей практике. В итоге немало
начинающих фотолюбителей охладевают к съёмке и даже продают камеру,
снова переходя на телефон и инстаграм. Когда фотолюбители вопрошают
у более опытных что да как в обработке - им на голову сваливается
два разящих потока:
- одни фотографы дают многоходовые инструкции в фотошопе с масками,
слоями, экшнами, умными объектами, плагинами... Матчасть
наваливается на неокрепший мозг и он закипает;
- другие фотографы говорят о видении света и цвета, гармонии
композиции, дают книги художественного уклона и подсказывают
развивать "насмотренность", видеть свои цвета и свою картинку. Этот
философский подход зачастую порождает у неокрепшего мозга смысловой
разрыв и снова мозг оказывается не готов.
Я же не ставлю целью взрывать кому-то мозг. Я просто хочу
рассказать, как я обрабатываю свои фото, которые вы видите в моём
блоге. У меня есть такие принципы:
- обработка 95% фотографий должна занимать не больше 2-3 минут на
фотографию;
- обработка в идеале должна сводится к нажатию одной кнопки в
программе;
- обработка 95% фотографий должна быть универсальна, то есть
одинакова;
- на выходе должна быть фотка, которая мне нравится.
Ясное дело, что фотография и её обработка начинается со съёмки.
Если снять плохо - то обработка будет такой мукой, что ну его на
хрен. Поэтому начнём с того, что надо хорошо снять фотографию. Я
тут руководствуюсь такими принципами:
- лично я снимаю только в RAW, даже на телефон :) У меня большая
карта памяти и компьютер, который может работать с RAW. Это
позволяет не париться с балансом белого при съёмке, это даёт
гораздо более мягкие и податливые цвета, которые можно тянуть, куда
вам нужно;
- я проверяю экспозицию отснятых фото по дисплею камеры. У Canon 5D
MkII дисплей показывает достаточно честно, что не нужно
пользоваться гистограммами. Я вообще не пользовался никогда
гистограммами, не понимаю их;
- я снимаю 90% фото в автоматическом режиме камеры, перехожу в
режим приоритета выдержки когда снимаю динамичные сцены, чтобы не
смазалось; в вечернее время при съёмке со штатива устанавливаю все
параметры экспозиции вручную. Съёмка на автомате позволяет не
париться, а больше думать о сюжете и цвете;
- я регулярно пересматриваю свои фото, смотрю фото мастеров,
которые мне по душе. Учусь видеть свою картинку до того, как нажать
спусковую кнопку;
- я стараюсь выбираться в новые места, стараюсь бывать на всяких
интересных мероприятиях. Это значительно расширяет тематику моих
фотографий;
- считаю, что лучше что-то не снять, если не вижу сюжета и кадра.
Лучше вернуться и снять, когда придёт в голову идея.
Руководствуясь этими принципами, имеем после съёмки сырые фотки RAW
с "рыхлыми" цветами и немного заниженным контрастом. Именно такие
фото ввергают в шок начинающих фотолюбителей. Ибо фотка должна быть
яркая, насыщенная, контрастная, а тут какое-то, извините, говно.
Тут всё дело в своей подаче. Я например на данном этапе своего
развития наоборот не люблю делать яркие, насыщенные, контрастные
фото. Благодаря Павлу Косенко я понял, что насыщенность почти
никогда нет смысла поднимать, а также перекручивать контраст,
делать псевдо-HDR. Короче говоря, теперь от фото Сергея Доли я
плююсь :)
К сути. Для обработки 95% своих фото сейчас я использую связку
Lightroom + плагины (пресеты) VSСO. Суть пакета VSСO - имитация
плёночной передачи света и цвета. И если большинство пресетов с
такой имитацией просто крутят обычные параметры лайтрума, то VSСO
имеет индивидуальный профиль для каждой камеры и именно с учётом
цветопередачи камеры и идёт обработка для создания подобия
плёночной картинки. Пакет пресетов VSСO можно найти для скачивания
по гуглопоиску "пресеты vsco lightroom". Изначально штука это
платная.
Зачем имитировать плёнку - скажете вы, - как мы помним плёнку, у
неё были не такие классные цвета и контраст, как на цифру. Да,
цифровая картинка имеет слишком хорошие цвета и контраст, они
нуждаются в том, чтобы их портить, то есть корректировать. Больше
ста лет производители плёнок и фотобумаги шли к тому, чтобы простое
нажатие кнопки в компактной камере давало вам красивую картинку.
Грех не воспользоваться такими наработками, ведь к созданию плёнок
и фотобумаги в том числе привлекали фотографов и художников. Я для
себя открыл по-настоящему имитацию плёнки после прочтения книги
Живая цифра Павла Косенко. Тогда я поставил себе виртуальную машину
Mac и начал пробовать RAW-конвертор RPP. Вкупе с виртуальной
машиной это было муторно, но опыт и определённую насмотренность я
получил, приблизился к пониманию картинки, которую хочу видеть.
Снова я вам зубы заговариваю, буду показывать собственно обработку.
После установки пресетов в режиме Develop лайтрума появляется
несколько папок VSCO в зоне пресетов (слева). Я долго тыкал, пока
не нашёл свой тип пресета. Он лежит в папке VSCO Film 04 и
называется Fuji Astia 100F--. Посмотрим на него в действии.
01. Фотография RAW, никакой обработки. Видим, что она тускленькая,
не чувствуется объём.
02. Применяем одним нажатием кнопки пресет Fuji Astia 100F--.
Изменения налицо - фото стало немного более синее, вода стала более
объёмной и контрастной, да и вся картинка приобрела объём. Света
немного поднялись вверх, то есть немного увеличен контраст.
Давайте посмотрим, что делает пресет Fuji Astia 100F-- с
настройками Lightroom. Пресет применяет собственную кривую, также
подстраивает света и тени. Конечно вы вправе подкрутить влево или
вправо, обычно я после применения пресета вношу коррекцию в
параметр экспозиции, так как пресет делает фото немного светлее. И
также мы видем в окне Camera Calibration применение профиля
выбранной плёнки и коррекцию основных тонов. Синий уводится немного
в циан, зелёный - в сторону жёлтого, красный - в сторону
оранжевого.
03. Возвращаемся к фото. По своему вкусу я вношу небольшие
коррективы. Понижаю экспозицию, немного утепляю картинку. Также
небольшое повышение локального контраста и усиление полутонов (не
насыщенности!)
В итоге получаем такую пасмурную полувечернюю немного драматичную
картинку, такую, как её хотел видеть я.
Давайте рассмотрим ещё примеры применения моего любимого пресета
Fuji Astia 100F--. Берём светлую солнечную фотку без обработки.
Экспозиция изначально в норме.
Применяем пресет. Кажется, что изменений нет. Но присмотритесь к
фактуре хлеба и мяса - они стали более акцентированные :) Фотка не
очень показательная, но суслик все равно есть!
Идём дальше. Ещё одна солнечная фотография - необработанный
RAW.
Жмакаем на пресет. Картинка стала немного объёмней и фактурней.
Теперь попробуем обработать портретик.
На выходе объёмчик добавился. Да, нужно обрабатывать дальше, но
первый шаг сделан неплохо.
И напоследок - фотография в вечернее время суток. Получается что-то
такое, если снимать в RAW
Вот что даёт плагин - повышает контраст в светах и тенях, повышает
насыщенность. Можно тянуть света вниз и тени вверх, причём
результат симпатичней, че делать наоборот с исходным фото.
Вот так за 2-3 минуты в лайтруме я получаю обработанное фотку.
Берегите свои нервы, обрабатывайте фотки быстро :)
|
</> |