
Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов - фильм за который не стыдно


27-летний Витька Чеснок - парень с детдомовским прошлым, который мечтает сбежать от мешающих ему жить жены и сына. Недолюбленный в детстве и очерствевший сердцем парень встречает отца-уголовника, а теперь ещё и калеку. Витька решает отвезти отца в дом инвалидов, не подозревая, какие приключения и опасности ждут их по дороге.
— А папаша твой когда умрёт?
— А я знаю? На днях должен.
Дебют режиссёра Александра Ханта, ставший призёром международных фестивалей. Пытаясь подражать Алексею Балабанову и Андрею Звягинцеву, а также модным умонастроениям авторского национального кинематографа, Хант обращается к беспросветной жизни российской провинции. Персонажи ленты с первых же кадров предельно отвратительны, однако недостаточно гротескны, чтобы стать по-настоящему злободневным отражением морального разложения низших слоёв общества. Единственной удачно раскрытой тематикой фильма является вопрос гендерного неравенства и тяжёлой судьбы русской женщины. В этой абсолютно мужской истории многочисленные женские образы являются безмолвными декорациями, неспособными изменить своё незавидное положение. Скупые диалоги, призванные усилить реалистичность рассказываемой истории, выглядят чересчур утрированными, производя обратный эффект.
Автор обращается к вечному конфликту отцов и детей, режиссёр пускается в достоевское морализаторское размышление о стокгольмском синдроме. Лишённые какой-либо человечности, до предела жестокие и безразличные ко всему, кроме самых низменных желаний, центральные персонажи неожиданно становятся рефлексирующими, чувствующими и даже совестливыми. Такое нелогичное и неправдоподобное с точки зрения здравого смысла развитие героев усиливает нежелание сопереживать им.
Вопреки режиссёрскому замыслу, фильм культивирует атмосферу третьесортного абсурда, который и порождает катарсис в совсем другой сцене — в нелепом эпизоде нелогичного помилования отца и сына криминальным сообществом. Вместо пессимистического сгущения красок Хант не только оставляет открытый финал, которому предшествуют затянутые метания Виктора, но и пытается убедить аудиторию в том, что у каждого человека есть душа. Более удачной попыткой социальной сатиры становятся детали, начиная от названия учреждения, в котором Витька пытается получить кредит, до свежей татуировки единорога на груди у попутчицы из Кинишмы.
— Ты кто по жизни, а?
— Человек.
Фильм сочетает в себе сразу несколько визуальных и художественных стилистик от музыкального хип-хоп видео до голливудских роуд-муви и криминальных комедий Гая Ричи. Цветовое решение «Витьки Чеснока» прекрасно. Операторская работа потрясающая, музыкальное сопровождение, также полностью следующее жанровой стилистике, игра главных актеров просто шикарная.
Фильм за который действительно не стыдно, очень вкусный, жаль только, что снова про алкашей, бандитов и так далее, но видимо только на эту тему у нас получаются действительно хорошие фильмы. Однозначно можно сказать, что это лучший роудмуви фильм России со времен "Бумера".
Моя оценка: 4,5 балла из 5.
|
</> |
