
Как выживают старики


У нас есть соседка, т.Катя, я уже писала о ней. Ей около 80-ти. Она еще передвигается по квартире и может кое-как себя обслужить. На улицу давно уже не выходит, и не потому, что не хочет, а потому что мы ее не пускаем. Мы – это соседи.
Т. Катя может пойти на базар, который в двух шагах, и заблудиться - потеряться, не вернуться и пропасть. Такое уже бывало с ней несколько раз; с тех пор мы забрали у нее ключи. Т. Неля, которая живет через стену, взяла на себя покупку ей продуктов и вынос мусора, утром и вечером она заходит проведать свою соседку. Но, видимо, для полноценного существования личности этого очень мало, и т.Катя быстро маразматирует. Она часто плачет, жалуется, выпрашивает к себе внимания, а когда не получает его, начинает бить в дверь кулаком, да так сильно, что стены в подъезде трясутся. Даже сквозь новую шумоизолирующую дверь я слышу эти удары, словно молотом через подушку, и чувствую как вибрирует пол. И откуда у старушки столько силы? Наверное, уйдя из мозга, она переместилась у нее в руки.
Еще она кричит. Что-то бессвязное, животное. Наверное, боится, что навсегда замурована в четырех стенах - да по сути, так оно и есть. Когда откроешь ей, спросишь: «Что случилась?», она скажет: холодильник поломался; часы остановились; мобильный телефон перестал работать (вон, я его настраиваю на фото) или просто заплачет. А все-таки, увидев живого человека, немного успокоится, придет в себя; в глазах ее появится искорка осознанности.
Мы каждый выкручиваемся с отоплением, как можем, о себе я уже писала. А такие люди – они полностью беззащитны перед холодом. Угля у нее нет, да и кто будет ту печь топить? Ей спички в руки давать нельзя. Электрический камин она не включает, потому что из своей скудной пенсии просто не в состоянии оплатить сегодняшние тарифы. Так и получается, что у нас в квартире сейчас +8, а у нее, наверное, +4 или как в подъезде. Во всяком случае, с самого порога чувствуется стылость, будто ты в погреб попал. У нас можно хоть в спальне отогреться, а у нее – нигде.
У т.Кати есть сын и дочь. Сын живет в Донецке, дочь в Турции, уехала уже давно на ПМЖ, вышла там замуж. Приезжала сюда пару лет назад, перед самой войной, высказывала мне, что наша собака по подъезду бегает. Я заметила, что люди, которые чужими собаками возмущаются, часто бывают самыми безжалостными, я бы даже сказала, бесчеловечными существами. Или как назвать то, что она бросила свою мать на произвол судьбы? Ей моя собака помешала… А у самой мать живет как собака.
В соцслужбе сказали, что для постановки т.Кати на учет и выделения ей социального работника, который приходил бы за ней ухаживать, нужно, чтобы дочь написала отказную от матери. В противном случае считается, что старушка под надзором, и помощник ей не положен. Оно, с одной стороны, разумно. Дети должны как-то заботиться о родителях, я считаю. А если сама не можешь, найми человека. Что там, в Турции, совсем край, не наскребешь тысячу гривен оплатить сиделку?
Но дочь от матери не отказывается - наверное, стыдно. Сын тоже не интересуется ее жизнью. Мог хотя бы попытаться оформить ее в дом престарелых, если они еще существуют.
Несколько слов о т.Неле, которая ухаживает за т.Катей по мере сил. Ей самой 76, но она считается у нас «молоденькой», потому что худая и подвижная. Каждое утро в 7 часов втаскивает на 3-й этаж ведро угля и вязанку дров из подвала. Если не протопить хотя бы день, квартира выстывает – наши печи устроены так, что тепло в них совершенно не держится. Да и не сказать, что у нее особо тепло, так, живой дух теплится еле-еле.
Внизу примерно такие же старики живут. В прошлом посте мне советовали проверить соседей насчет подключения к нашему счетчику, но у меня как-то рука не подымется их проверять. А может, и слова бы не сказала, если бы кто-то из них подключился.
|
</> |
