Как выглядели головные уборы алтайских скифов

топ 100 блогов nash_dvor19.02.2024 Как выглядели головные уборы алтайских скифов _900 x 600.jpg

Примерно в VI–III веках до нашей эры, то есть в раннем железном веке, на Алтае и сопредельных землях существовала пазырыкская археологическая культура, исследования которой ведутся уже больше 150 лет.

Ее оставили люди, относившиеся к так называемому скифо-сибирскому миру, который объединяет триада из схожего вооружения, конского снаряжения и звериного стиля в искусстве.
Основные памятники пазырыкской культуры сосредоточены в Горном Алтае, где известны погребения как рядовых представителей этой общности, так и ее элиты. В основном о пазырыкцах знают благодаря погребальным комплексам с ледяными линзами, которые сохранили до наших дней не только мумифицированные тела людей, но и многочисленные предметы, изготовленные из органических материалов, например ковер и парадную колесницу.
1 Местоположение могильника Усть-Тёплая и вид на него.jpg
Местоположение могильника Усть-Тёплая и вид на него
 
В 1996 году в Чарышском районе Алтайского края во время строительства дороги случайно обнаружили древний разновременной могильник, получивший название Усть-Тёплая. Самые ранние погребения этого памятника относятся к афанасьевской археологической культуре, появившейся на юге Сибири во второй половине IV тысячелетия до нашей эры. В частности, недавно здесь раскопали могилу так называемых афанасьевских Ромео и Джульетты — парное погребение двух подростков, умерших в возрасте примерно 10–12 лет.

Под курганом номер 22, насыпь которого достигала в диаметре 6,5 метра, исследователи обнаружили непотревоженную могилу мужчины 25-30 лет с высоким социальным статусом. Вместе с ним в погребении находились лошадь, керамика, покрытая золотой фольгой бронзовая гривна, вотивный бронзовый кинжал и железный нож.
Кроме того, рядом с черепом пазырыкца археологи обнаружили остатки изготовленного из войлока головного убора, от которого до наших дней сохранился только органический тлен. В передней части убор украшали восемь бляшек, изготовленных в форме орлов из бронзового листка и покрытых золотой фольгой, а рядом лежала фигурка копытного животного.


3 Реконструкция головного убора пазырыкца из могильника Усть-Тёплая.jpg
Реконструкция головного убора пазырыкца из могильника Усть-Тёплая
   
Благодаря тому, что археологи уже находили в хорошем состоянии пазырыкские головные уборы, они реконструировали облик этой находки, которая скорей всего представляла собой мужской шлемовидный убор с гребневидным птицеголовым навершием. Подобные артефакты, обнаруженные на юго-востоке Алтая, датируются IV — началом III века до нашей эры и встречаются только в погребениях, совершенных по классическому пазырыкскому обряду.

2 Пазырыкские головные уборы из других могильников.jpg

Сохранившиеся пазырыкские головные уборы из других могильников
Реконструкция костюма пазырыкцев..jpg





Реконструкция костюма пазырыкцев.. Музейная реконструкция по находкам в погребениях

900 Евгений Край Головной убор вождя Пазырыкской культуры V - IV век до н.э..jpg
Евгений Край  - головной убор скифского вождя пазырыкской культуры. V – IV век до н. э.
                         
Вот как головные уборы описывают историки/археологи
Впервые в "замерзших" могилах Укока были обнаружены войлочные шлемы - головные уборы воинов-всадников, хорошо известные по разного рода изображениям от скифской торевтики и персепольских барельефов до монет первых Аршакидов.
Сам силуэт пазырыкского шлема вероятно должен был символизировать птицу и придавать "птичьи" черты тем, кто их носил (вспомним о геродотовых "стерегушдх золото грифах").
На шлемах расположены деревянные фигурки коней и оленей с рогами козерога — духи-помощники, олицетворяющие верхний, светлый мир, в который они возможно "улетали" после смерти. Головные уборы пазырыкцев являлись атрибутами всех воинов-всадников Горного Алтая.
У племенных вождей навершия отличались величиной, мастерством изображения: грифон с головой оленя в пасти — поистине царственный символ.
Можно думать, что между этой  фантастической птицей и человеком, чью голову венчало ее изображение, существовала эмоциональная мистическая связь.
Шапки с головой животного или птицы в таком специфическом исполнении, как признают, являются особенностью восточно-иранских кочевых народов. Широко распространенный у кочевников (мужчин и женщин) Горного Алтая оригинальный головной убор, имеющий воплощение в сасанидскую эпоху в шапках и шлемах иранских богов, богинь и владык, может быть одним из свидетельств иранского компонента в пазырыкской культуре.
(Полосьмак Н. В. "ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА: реконструкция мировоззренческих и мифологических представлений"


Как выглядели головные уборы алтайских скифов alt10.jpg
Исторические параллели пазырыкским воинским шлемам
Головные уборы-шлемы:
1 - 5 – из курганов пазырыкской культуры
6 – скифский колпак;
7 – головной убор зороастрийских жрецов и воинов, изображенных на вотивных золотых пластинах из Амударьинского клада;
8 – сакский шлем, изображенный на «воинах в трауре» на персепольском барельефе;
9 – войлочный колпак из погребения с мумией в могильнике Wupu (Синьцзян);
10 – войлочный колпак из погребения в могильнике Гу-му-гоу (Синьцзян);
11 – сакский шлем, изображенный на воинах, несущих дань (Ападана, восточная сторона)


Кстати, в связи с этим можно вспомнить некий курхарс, который в подборку не вошел  О чем нам рассказал старинный курхарс

Интересно, что у шаманов Саяно-Алтая еще в XX веке сохранялась схема размещения образов ритуального головного убора, сходная с пазырыкскими. Внизу рога оленя и связанную с ними человеческую личину, выше перья орла. Некоторые уборы символизировали птицу и украшались цельной птичьей шкуркой или перьями.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я даже не знаю, как это комментировать, если честно. UPD: Таки всё немного не так . На мой взгляд, правда, все равно маразм, но этот маразм законный, увы. Оригинал взят у lizardian в Прокуратура Омской области идёт по следу... ...опасного преступника - он бесплатно ...
Дважды был на рыбалке под Астраханью, поймал много, однако нисколько не проникся любовью к этой рыболовной Мекке. Вот как-то от слова совсем не проникся. Осенью у нас валом валили ...
...
Культяне и культяпки! Мы  здесь, по большей части, критикуем несмешные пуки, анализируем пафосный юморок, закрываем лицо рукой в ответ на очередную "юмореску". Благо, это не так уж сложно - за полтора десятка лет Экслер в этом деле поднаторел, выдает плоские шутки, что твой ...
Президент Ирана Эбрахим Раиси заявил, что Израиль пересек "красные линии", что может заставить каждого принять меры. Российская риторика про "красные линии" получила всемирную ...