Как выглядели головные уборы алтайских скифов

топ 100 блогов nash_dvor19.02.2024 Как выглядели головные уборы алтайских скифов _900 x 600.jpg

Примерно в VI–III веках до нашей эры, то есть в раннем железном веке, на Алтае и сопредельных землях существовала пазырыкская археологическая культура, исследования которой ведутся уже больше 150 лет.

Ее оставили люди, относившиеся к так называемому скифо-сибирскому миру, который объединяет триада из схожего вооружения, конского снаряжения и звериного стиля в искусстве.
Основные памятники пазырыкской культуры сосредоточены в Горном Алтае, где известны погребения как рядовых представителей этой общности, так и ее элиты. В основном о пазырыкцах знают благодаря погребальным комплексам с ледяными линзами, которые сохранили до наших дней не только мумифицированные тела людей, но и многочисленные предметы, изготовленные из органических материалов, например ковер и парадную колесницу.
1 Местоположение могильника Усть-Тёплая и вид на него.jpg
Местоположение могильника Усть-Тёплая и вид на него
 
В 1996 году в Чарышском районе Алтайского края во время строительства дороги случайно обнаружили древний разновременной могильник, получивший название Усть-Тёплая. Самые ранние погребения этого памятника относятся к афанасьевской археологической культуре, появившейся на юге Сибири во второй половине IV тысячелетия до нашей эры. В частности, недавно здесь раскопали могилу так называемых афанасьевских Ромео и Джульетты — парное погребение двух подростков, умерших в возрасте примерно 10–12 лет.

Под курганом номер 22, насыпь которого достигала в диаметре 6,5 метра, исследователи обнаружили непотревоженную могилу мужчины 25-30 лет с высоким социальным статусом. Вместе с ним в погребении находились лошадь, керамика, покрытая золотой фольгой бронзовая гривна, вотивный бронзовый кинжал и железный нож.
Кроме того, рядом с черепом пазырыкца археологи обнаружили остатки изготовленного из войлока головного убора, от которого до наших дней сохранился только органический тлен. В передней части убор украшали восемь бляшек, изготовленных в форме орлов из бронзового листка и покрытых золотой фольгой, а рядом лежала фигурка копытного животного.


3 Реконструкция головного убора пазырыкца из могильника Усть-Тёплая.jpg
Реконструкция головного убора пазырыкца из могильника Усть-Тёплая
   
Благодаря тому, что археологи уже находили в хорошем состоянии пазырыкские головные уборы, они реконструировали облик этой находки, которая скорей всего представляла собой мужской шлемовидный убор с гребневидным птицеголовым навершием. Подобные артефакты, обнаруженные на юго-востоке Алтая, датируются IV — началом III века до нашей эры и встречаются только в погребениях, совершенных по классическому пазырыкскому обряду.

2 Пазырыкские головные уборы из других могильников.jpg

Сохранившиеся пазырыкские головные уборы из других могильников
Реконструкция костюма пазырыкцев..jpg





Реконструкция костюма пазырыкцев.. Музейная реконструкция по находкам в погребениях

900 Евгений Край Головной убор вождя Пазырыкской культуры V - IV век до н.э..jpg
Евгений Край  - головной убор скифского вождя пазырыкской культуры. V – IV век до н. э.
                         
Вот как головные уборы описывают историки/археологи
Впервые в "замерзших" могилах Укока были обнаружены войлочные шлемы - головные уборы воинов-всадников, хорошо известные по разного рода изображениям от скифской торевтики и персепольских барельефов до монет первых Аршакидов.
Сам силуэт пазырыкского шлема вероятно должен был символизировать птицу и придавать "птичьи" черты тем, кто их носил (вспомним о геродотовых "стерегушдх золото грифах").
На шлемах расположены деревянные фигурки коней и оленей с рогами козерога — духи-помощники, олицетворяющие верхний, светлый мир, в который они возможно "улетали" после смерти. Головные уборы пазырыкцев являлись атрибутами всех воинов-всадников Горного Алтая.
У племенных вождей навершия отличались величиной, мастерством изображения: грифон с головой оленя в пасти — поистине царственный символ.
Можно думать, что между этой  фантастической птицей и человеком, чью голову венчало ее изображение, существовала эмоциональная мистическая связь.
Шапки с головой животного или птицы в таком специфическом исполнении, как признают, являются особенностью восточно-иранских кочевых народов. Широко распространенный у кочевников (мужчин и женщин) Горного Алтая оригинальный головной убор, имеющий воплощение в сасанидскую эпоху в шапках и шлемах иранских богов, богинь и владык, может быть одним из свидетельств иранского компонента в пазырыкской культуре.
(Полосьмак Н. В. "ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА: реконструкция мировоззренческих и мифологических представлений"


Как выглядели головные уборы алтайских скифов alt10.jpg
Исторические параллели пазырыкским воинским шлемам
Головные уборы-шлемы:
1 - 5 – из курганов пазырыкской культуры
6 – скифский колпак;
7 – головной убор зороастрийских жрецов и воинов, изображенных на вотивных золотых пластинах из Амударьинского клада;
8 – сакский шлем, изображенный на «воинах в трауре» на персепольском барельефе;
9 – войлочный колпак из погребения с мумией в могильнике Wupu (Синьцзян);
10 – войлочный колпак из погребения в могильнике Гу-му-гоу (Синьцзян);
11 – сакский шлем, изображенный на воинах, несущих дань (Ападана, восточная сторона)


Кстати, в связи с этим можно вспомнить некий курхарс, который в подборку не вошел  О чем нам рассказал старинный курхарс

Интересно, что у шаманов Саяно-Алтая еще в XX веке сохранялась схема размещения образов ритуального головного убора, сходная с пазырыкскими. Внизу рога оленя и связанную с ними человеческую личину, выше перья орла. Некоторые уборы символизировали птицу и украшались цельной птичьей шкуркой или перьями.



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
О, нашла – это в ст. «Музыка речи» В.В. Вейдле сказал, правда, про литературоведение, но и нам оно тоже  годится - Точные термины, конечно, желательны; но если они напрямик ведут к недоразуменьям, лучше остаться при метафорах, возможности недоразумений не устраняющих, но к ...
               ...
7 августа в Иерусалиме на 84-м году жизни скончался израильский раввин, переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский, лауреат Государственной премии Израиля за 1988 год, основатель Института изучения иудаизма им. А. Штейнзальца Адин Штейнзальц. Он родился в ...
Всем доброе утро! Знаю, что тема много раз поднималась, но здесь случай немного иной. Итак, погасили почти всю машканту, осталось тысяч 50. Застрахованы в яшире , битуах мивне и битуах бриют, это как обычно. Поскольку почти половину суммы погасили за пару лет, за пересмотром суммы ...
Фильм Сары Гаврон, посмотрела по рекомендаци shi_ra , спасибо )). Не скажу, чтобы меня сильно волновала тема феминизма или интересовала история женского движения суфражисток в Великобритании в начале 19-го века (все это шепотом), но тем не менее, фильм очень понравился. Стиль ...